Игры “учим буквы” для детей

Развиваем речь ребенка — упражнения и тренажеры

Зачастую ребенок неправильно произносит звуки, потому что у него слабо развиты мышцы речевого аппарата. Логопеды предлагают упражнения, направленные на укрепление этой группы мышц. Начинать выполнять их нужно с 3-4 лет, чтобы к 6-7 годам никаких пробоем с речью у малыша не было.

  1. Упражнения на укрепление мышц языка, помогают выговаривать буквы «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж».
  • «Жало» — максимально напрячь язык, высунуть и находиться в таком положении как можно дольше.
  • «Лопаточка» — язык положить на нижнюю губу.
  • «Чаша» — открыть рот, высунуть язык, не коснуться зубов, засунуть обратно.
  • «Маятник» — открыть рот, высунуть язык, напрячь, и водить вправо и влево.
  • «Лошадь», «индюк» — малыш должен имитировать цоканье копыт, а также крик индюка (бл-бл-бл).
  1. Упражнения на укрепление корня языка, помогают правильно произносить звуки «г», «к», «х».
  • легкое покашливание;
  • имитация звуков при полоскании горла;
  • произношение гласных «а», «и», «э», но резко, отрывисто.
  1. Правильное смыкание губ, помогает произносить звуки «б», «м», «п».
  • Сжать карандаш в губах, описать им круг в воздухе.
  • Сжать губами фасоль или семечку, а потом резко выплюнуть.
  • Показать, как фыркает лошадь.
  • Имитация звуков барабана – бум, бам.
  1. Тренировка щечек.
  • По очереди надувать щечки.
  • Надуть щечки и имитировать пережевывание пищи.
  • Перекатывать воздух из одной щечки в другую.

Мелкая моторика помогает в развитии речи. Регулярно массируйте ладошки ребенка. Можно использовать для этого мягкие щетки, шарики, проговаривать прибаутки. Отлично развивают мелкую моторику аппликации, нанизывание бус, лепки из пластилина или соленого теста.

Игры с буквами и словами для дошкольников

Для дошколят конечно же можно включать все виды этих упражнений, регулируя сложность. Для маленьких мыслителей важна наглядность. Поэтому для дошкольников лучше использовать красочные задания с иллюстрациями.

Интересные развивающие задания для дошкольников и первоклассников можно найти в моей книге «Игры с буквами и словами». В ней много интересных нестандартных заданий, а также различные буквенные шифровки, ребусы, головоломки

Все задания требуют работу руки, что важно для развития мелкой моторики

Приведу в пример несколько страниц.

Для ребят, которые уже умеют читать будет интересно такое задание.

Более подробно с шарадами можно познакомиться в статье «Шарады для детей».

Ребусы с буквами

Подробнее о ребусах в статье «Правила отгадывания ребусов».

Все эти задания взяты из моей книги «Игры с буквами и словами». В самой книге можно найти еще много других развивающих игровых заданий с буквами и словами.

Также интересными и нужными считаю задания на рифмовку. С ними можно ознакомиться в статье «Подбираем рифму».

И более подробно в книге:

И очень рекомендую игру «Найди слова» или филворды.

Филворд — это буквенная шифровка, головоломка, одна из разновидностей кроссворда. Разгадывание филвордов очень полезно для развития техники чтения ребенка.

Но кроме улучшения техники чтения при разгадывании филвордов:

развивается внимание;
тренируется зрительная память;
обогащается словарный запас;
развивается интеллект и сообразительность;
тренируется логика.

Ы – новая и особенная

Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.

Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.

Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.

В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.

Что необходимо знать о русском алфавите

Это самая первая информация, которую получают ученики по предмету «русский язык».

  1. Количество букв (письменных знаков) в русском алфавите 33. Для запоминания этой информации подходят высказывания типа «33 несчастья», «33 коровы», «33 удовольствия». Возраст Христа 33 года. Каждый может подобрать свою ассоциацию — номер квартиры, цифры телефона и т.д.
  2. В русском алфавите 10 гласных, 21 согласная и 2 знака, не передающиеся звуком.
  • Гласные: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и;
  • Согласные: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Твердый, мягкий знаки входят в алфавит, из считают в числе букв: ь, ъ.

Каждой гласной, согласной соответствует свой звук, знакам отдельные звуки не соответствуют.

Знаки твердый, мягкий используются при письме, для изменения звучания гласных: смягчения (мягкий знак) согласных или более твердого звучания гласных (твердый знак).

  1. Буквы бывают прописные, сточные. С прописных (их еще называют заглавные или большие) начинается любое новое предложение, а строчные (маленькие) следуют за ними.
  • А, Б, В… Э, Ю, Я — заглавные (большие), они же прописные, ими начинается первое слово в предложении, имя, некоторые названия, например городов.
  • а, б, в… э, ю, я — строчные. Следуют за прописными в слове.

Термины «большие», «маленькие» больше все же соответствуют размеру, а говорить принято  «прописные (заглавные)», «строчные».

  1. Каждой букве соответствует определенный номер.
  • А133
  • Б232
  • В331
  • Г430
  • Д529
  • Е628
  • Ё727
  • Ж826
  • З925
  • И1024
  • Й1123
  • К1222
  • Л1321
  • М1420
  • Н1519
  • О1618
  • П1717
  • Р1816
  • С1915
  • Т2014
  • У2113
  • Ф2212
  • Х2311
  • Ц2410
  • Ч259
  • Ш268
  • Щ277
  • Ъ286
  • Ы295
  • Ь304
  • Э313
  • Ю322
  • Я331
  1. Частота (встречаемость). Чем чаще звук используется в речи или знак в тексте, тем выше частотность. Зная частотность букв русского алфавита, можно расшифровать просто зашифрованный текст, определив частоту встречаемости символов в нем. К сложным шифровкам это не подойдет.

В русской речи чаще всего встречается О, меньше всего Ё. Соответственно больше всего слов в словаре с буквой О, совсем мало с Ё.

Ранги по частоте:

  • О1
  • Е2
  • А3
  • И4
  • Н5
  • Т6
  • С7
  • Р8
  • В9
  • Л10
  • К11
  • М12
  • Д13
  • П14
  • У15
  • Я16
  • Ы17
  • Ь18
  • Г19
  • З20
  • Б21
  • Ч22
  • Й23
  • Х24
  • Ж25
  • Ш26
  • Ю27
  • Ц28
  • Щ29
  • Э30
  • Ф31
  • Ъ32
  • Ё33

Полная информация — звук, написание, нумерация, частоты, ранги.

№ ↓ ↑ Буква Название Звук Частота, абс. Частота, % Ранг Частота слов, %
1 — 33 А а 40487008 73.06% 3 3.26%
2 — 32 Б бэ 8051767 14.53% 21 3.83%
3 — 31 В вэ 22930719 41.38% 9 6.36%
4 — 30 Г гэ 8564640 15.46% 19 3.20%
5 — 29 Д дэ 15052118 27.16% 13 4.20%
6 — 28 Е е в ударной позиции или в безударной 42691213 77.04% 2 0.28%
7 — 27 Ё ё или для йотированной 184928 0.33% 33 0.02%
8 — 26 Ж жэ 4746916 8.57% 25 0.64%
9 — 25 З зэ 8329904 15.03% 20 4.36%
10 — 24 И и 37153142 67.05% 4 2.69%
11 — 23 Й и краткое (всегда мягкий) 6106262 11.02% 23 0.05%
12 — 22 К ка 17653469 31.86% 11 6.22%
13 — 21 Л эл или эль 22230174 40.12% 10 2.16%
14 — 20 М эм 16203060 29.24% 12 4.52%
15 — 19 Н эн 33838881 61.07% 5 6.09%
16 — 18 О о в ударной позиции или в безударной 55414481 100.00% 1 7.16%
17 — 17 П пэ 14201572 25.63% 14 17.28%
18 — 16 Р эр 23916825 43.16% 8 4.93%
19 — 15 С эс 27627040 49.86% 7 8.90%
20 — 14 Т тэ 31620970 57.06% 6 3.62%
21 — 13 У у 13245712 23.90% 15 2.43%
22 — 12 Ф эф 1335747 2.41% 31 1.65%
23 — 11 Х ха 4904176 8.85% 24 1.20%
24 — 10 Ц це 2438807 4.40% 28 0.62%
25 — 9 Ч че (всегда мягкий) 7300193 13.17% 22 1.02%
26 — 8 Ш ша 3678738 6.64% 26 1.28%
27 — 7 Щ ща (всегда мягкий) 1822476 3.29% 29 0.16%
28 — 6 Ъ твёрдый знак 185452 0.33% 32 0.00%
29 — 5 Ы ы 9595941 17.32% 17 0.00%
30 — 4 Ь мягкий знак 8784613 15.85% 18 0.00%
31 — 3 Э э обратное 1610107 2.91% 30 1.40%
32 — 2 Ю ю или для йотированной 3220715 5.81% 27 0.15%
33 — 1 Я я или для йотированной 10139085 18.30% 16 0.31%

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы

Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Сказки про букву

Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д

Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал

Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.

Сказка 1

Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.

Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.

Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.

Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Сказка 2

Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.

Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.

Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.

Буква Е гуляет по зимнему лесу.

И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.

Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Книги для изучения алфавита с ребенком 5-6 лет

Информация, поданная в стихах, всегда запоминается легче и быстрее. Многие авторы – советские и современные – предлагают стихотворения об алфавите.

«Азбука игрушек», автор Владимир Степанов. Русский детский поэт и прозаик, написал более 150 тысяч книг.

«Азбука деда Мороза», автор Андрей Усачев. Известный автор детских книг, сценарист, радиоведущий. Помните мультфильм про умную собачку Соню – этого замечательного персонажа также придумал Андрей Усачев.

«Азбука фантазеров», «Мохнатая азбука» автор Борис Заходер. Советский писатель, переводчик, сценарист. На протяжении всей своей творческой деятельности популяризовал детскую классическую литературу.

«Про все на свете», «Живые буквы», «Автобус №26», автор Самуил Маршак. Известный советский писатель, драматург, переводчик, сценарист. Он создавал произведения, доступные детям, образные, яркие и познавательные.

«Живая азбука», автор Саша Черный. Почти полтора столетия малыши с удовольствием учат алфавит по этой замечательной книге. Строчки произведения быстро запоминаются благодаря легким рифмам, а дополняют текст картинки с русским алфавитом, которые можно распечатать и раскрасить вместе с ребенком.

«Азбука в загадках», автор Инна Гамазкова. Отличный способ выучить алфавит предложила популярная советская писательница и драматург

Загадки развивают память, внимание, логическое и образное мышление.

Точки над Ы

Откуда такая фраза, если над Ы точки нет? Ладно в украинском языке можно ставить точки над «і», а причем тут Ы. И что это вообще за занятие такое – расставлять точки.

Оказывается, такое занятие действительно было. Сама фраза о расставлении точек родилась во времена, когда писцы переписывали текст курсивом, и для скорости, а также для красоты, писали, не отрывая пера. Таким образом, сначала писалось предложение или целая часть текста, а заключительным этапом было расставить точки.

Однако, оказывается, эта фраза еще недостаточно полна, поскольку точки расставлялись не только над, но и в других местах слова, не только над «і», и не только точки.

Почему говорят о точках над Ы? Сейчас, пусть не в современном русском языке, но можно встретить слова со старой конструкцией, такие как калмъік, упъірь, рабъіни, где по сути нужны точки на Ы.

Как много точек бывает над словами? В финском над одним словом, например, из 12 символов, может стоять 10 точек.

Где еще ставят точки? Точки ставят не только сверху. В каталонском, к примеру, точки ставятся между буквами одного слова, а во вьетнамском – внизу под буквой. Там же, во вьетнамском, кстати, кроме точек распространены самые разные значки: похожие на галочки горизонтальные и вертикальные, похожие на знак ударения с разным наклоном, значок, похожий на апостроф, а также их совмещение.

А некоторые народы в своих языках использую знаки перечеркивания своих буков. Нам это странно, но у каждого носителя своя историю. Многим кажутся странными наши «ножки» в буквах Щ, Ц, Д, а нам покажутся странными такие же «ножки» в казахском у буков К и Н.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: