Монтессори-материалы своими руками для детей 1 года

Как правильно формировать речь

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Развитие мелкой моторики

В возрасте от полутора лет начинается активное развитие мелкой моторики. На возраст 1,5–3 лет приходится сензитивный период интереса к мелким предметам. Ребёнок осваивает более сложные движения, стремится орудовать сложными для него маленькими деталями, осваивает операции анализа и синтеза.

Не обязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из материалов и заменять одни другими.

  • Как только ребёнок перестает исследовать предметы ртом, предоставьте ему возможность орудовать мелкими предметами.
  • Баночки с шариками, «копилки», сортеры, различные материалы с раскладыванием шариков или других предметов в отверстия.
  • Различные рамки-вкладыши.
  • Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
  • Подбор ключиков к различным замочкам.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда…
  • Пирамидки или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.
  • Игры с прищепками.
  • Рамки с застёжками: на липучках, на 3 большие пуговицы.
  • Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
  • Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
  • Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка

Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года

ПОСМОТРИТЕ: ​Развивающий кубик своими руками

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

Основная философия педагогики

Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности

Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться

Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:

  • ребенок является уникальной личностью уже с момента появления на свет;
  • родители и учителя должны лишь помогать малышу раскрывать потенциал, не выступая при этом идеалом в способностях и характере;
  • взрослые должны лишь подсказывать малышу в его самостоятельной деятельности, терпеливо дожидаясь проявления инициативы от самого ученика.

Что такое методика Монтессори

Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.

После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.

Чем полезен для развития малыша

Если речь идёт о том, чем полезен бизиборд, стоит обратить внимание на эти главные моменты:

  1. Познавательная доска, которая сделана самым примитивным способом, уже предполагает то, что ребёнок будет её ощупывать. Значит, мелкая моторика будет развиваться. У младенцев не так хорошо развито владение пальчиками, как у взрослых. Вот почем их любопытство, связанное с желанием потрогать, возникает из-за простой необходимости размять пальчики. Данная игрушка позволяет всё это осуществить.
  2. То, что ребёнок получает разные новые ощущения, несомненно, заставляет мозг работать. Он переваривает, систематизирует и запоминает информацию, которую получил. От этих несложных упражнений происходит начало развития мыслительной деятельности у маленького человека. Бизиборд этот процесс ускоряет.
  3. Если на доске зафиксированы конструкции более сложные, для малыша постарше, это тоже будет влиять на развитие логики у ребёнка. Изучая примеры несложных механизмов, таких как щеколды и замки, он и сам додумается: как данная конструкция, и похожие на неё, работают.
  4. Чем, как правило, заканчивается детское любопытство? Вещи, в результате «исследований», поломаны. А что ещё хуже – проблемы со здоровьем юного исследователя. К примеру, большинство родителей сталкиваются с тем, что дети пытаются в розетку засунуть пальцы! А ведь бизиборд для этого и придумали! Это – безопасная вещь, на все 100%! А малыш получает возможность исследовать окружающий мир. Взрослые ему даже замечаний делать не будут!

Принципы педагогики Монтессори, которых следует придерживаться при обустройстве детской

1. Свобода перемещения и простота. Детскую стоит оформить в минималистском ключе. Чем проще будут отделка, мебель и декор — тем лучше. Нужно уберечь органы чувств ребенка от излишней нагрузки. Помещение должно быть достаточно просторным. Необходимо оставить свободное пространство для обучения и игр. Поэтому из мебели стоит приобрести только самое необходимое.

2. Организованность. Хаос, избыток вещей и беспорядок (не только физический, но и визуальный) утомляют ребенка, мешают ему свободно мыслить и учиться. Необходимо организовать интерьер так, чтобы поддерживать порядок в комнате было легко и просто. У каждой вещи должно быть свое место.

3. Красота. Помещение должно быть минималистичным, но не пустым и не безжизненным. Эстетическая составляющая очень важна. Во-первых, необходимо формировать у ребенка чувство прекрасного. Во-вторых, красивые вещи привлекают детей, стимулируют у них интерес.

4. Следование за ребенком. Это значит, что именно его интересы должны быть поставлены во главу угла. Для декора стоит выбрать тему, которой увлечен малыш. Может быть, это будут животные, растения, транспорт или сказочные герои — главное, чтобы у крохи горели глаза. Создавая интерьер для ребенка постарше, обязательно нужно посоветоваться с ним при решении тех или иных вопросов (например, при подборе мебели, составлении плана комнаты и т.п.).

5. Свобода выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно выбирать одежду, книги, игрушки. Всё это следует расположить так, чтобы маленький хозяин не только видел предметы, но и мог без труда достать их. Именно поэтому мебель в детской по Монтессори преимущественно низкая и открытая (стеллажи). Для хранения одежды, которую ребенок будет выбирать сам, часто оборудуют мини-гардеробные.

Соответствие этому принципу вовсе не означает, что малышу должны быть доступны абсолютно все имеющиеся у него игрушки и предметы одежды. Чрезмерное обилие мешает маленьким детям делать выбор. Из одежды достаточно 3-4 комплектов. Из игрушек — столько, чтобы не стало скучно.

6. Независимость. Детскую следует обустроить так, чтобы ребенок мог довольно продолжительное время играть и заниматься самостоятельно.

Как уже было сказано, важные для ребенка предметы всегда должны быть в зоне доступа. Это касается игр, развивающих материалов, игрушек, книг, одежды и средств для уборки (это могут быть салфетка для вытирания пыли, щетка для уборки мусора с пола, корзинка для грязного белья). Важны и комфортные зоны для игр: например, мягкий безопасный коврик на полу, низкий столик, табурет

Кроме того, необходимо уделить пристальное внимание безопасности: закрыть розетки, спрятать провода, закрепить мебель, не оставлять в помещении ничего острого, хрупкого, мелкого и т.п

Особенности методики Монтессори: что нужно знать любящим родителям

Список учебных учреждений регулярно пополняется новыми развивающими центрами для малышей, посещать которые не столько необходимо, сколько модно. Многие специалисты по раннему развитию отдают предпочтение именно методике Монтессори. Ключевая её особенность состоит в индивидуальном подходе к ребёнку.

Основателем методики является итальянский врач и педагог Мария Монтессори, которая долгое время работала в детской психиатрической клинике. Её наблюдения за нездоровыми детьми легли в основу теории раннего развития. Но технология адаптирована и для здоровых малышей. Преимущество метода состоит в том, что процесс обучения трансформируется в интересную игру. При этом крохе не нужно сидеть или стоять по стойке смирно и слушать нравоучения или созерцать обмен опытом родителей. Согласно методике Монтессори ребёнок самостоятельно знакомится с окружающей средой, выбирая для игры те занятия, которые ему по душе.

Методика Монтессори предоставляет ребёнку право выбора

Ключевым периодом в формировании личности Мария Монтессори считает возраст от рождения до 6 лет. Именно в эти годы, по мнению автора методики, происходит становление интеллекта и психики. Главная задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить своему чаду все условия для гармонического развития. Для этого вовсе не обязательно посещать специализированные центры, тратить большие деньги на покупку методической и учебной базы или иметь педагогическое образование. Чтобы заниматься с ребёнком и в игровой форме знакомить его с явлениями действительности, все материалы можно создать своими руками.

Игровые панели Монтессори

Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.

Шнуровка и панель для вышивания своими руками

Классический пример Монтессори-панелей — шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.

Пример шнуровки — фотогалерея

Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:

  • фанера;
  • ножовка по дереву;
  • шуруповёрт;
  • карандаш и линейка;
  • наждачная бумага;
  • шнурки или ленты.

Последовательность изготовления панели.

  1. Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
  2. Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
  3. Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.

Изготовление шнуровки — фотогалерея

Игра «Мышь в сыре» своими руками

Мышь в сыре — панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.

Панель «Мышь в сыре» развивает крупную и мелкую моторику, самоконтроль, мышечную память, умение управлять одновременными и попеременными движениями правой и левой руки

Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:

  • картонная коробка;
  • картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
  • клей;
  • ножницы;
  • краски;
  • сами мышки — пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).

Алгоритм изготовления.

  1. Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
  2. Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки).
  3. Покрасить и разрисовать коробочку.

Самостоятельность

Помимо свободы, Монтессори делает большой акцент на самостоятельности и призывает дать детям возможность делать самостоятельно все то, что им по силам:

Когда ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождаются, что дает ему не только автономию от родителей и взрослых, но и возможность самостоятельного познания мира.

Развивающая Монтессори-среда, в том числе направлена на развитие самостоятельности через действия:

  • По самообслуживанию (например, одеться, покушать или принести себе воду для рисования);
  • Личную гигиену и туалет;
  • Поддержание чистоты и порядка и т.д.

Весь Монтессори-материал («игрушки Монтессори») предназначен для самостоятельного использования.

Пальцы обеих рук соединить попарно в форму шара. Повертеть им вперед-назад.

        
Лексическая тема «Транспорт»:
                                      ПАРОХОД.
                            Пароход плывет по речке
                            И пыхтит он, словно печка.Обе ладони поставлены на ребро. Мизинцы прижаты, как ковшик, а большиепальцы подняты вверх.
 
Лексическая тема «Домашние животные»:
                                      СОБАКА.                            У собаки острый носик,
                            Есть и шейка, есть и хвостик.Правая рука на ребро. Большой палец вверх, Остальные пальцы вместе,а мизинец опускается и поднимается.
 
 
Лексическая тема «Дикие животные»:
                                      ВОЛК И ЛИСА.
                            Серый волк бежит по лесу,
                            А за ним бежит лиса.
                            Поднялись у них трубою
                            Два длиннющие хвоста.
Ладони — «лодочки». Большие – вверх, указательные согнуты внутрь (лоб), мизинцы тоже (рот у лиса).
 
         Наша группа самая маленькая по возрасту в детском саду. Половина детей домашние, без опыта детсадовской жизни — у них период адаптации проходил долго, тяжело и трудно. У другой половины детей в речи были только отдельные слоги или короткие слова бытового характера. Проведя обследование детей, мы решили, что в такой обстановке надо начинать коррекционную работу с самого простого и доступного для детей, с того, что всегда рядом, под рукой – это пальчики. Мы использовали как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию мелкой моторики.
         Первое время детям было очень трудно одновременно слушать, слышать, выполнять и стараться проговаривать слова. В нашей работе мы раздвинули рамки и соединили развитие направления коррекционной работы с развитие мелкой моторики

Соединяли развитие мелкой моторики с другими направлениями коррекционной работы:
                   Мелкая моторика и тактильные ощущения
                   Мелкая моторика и ориентировка в пространстве
                   Мелкая моторика и расширение лексического словаря
                   Мелкая моторика и самостоятельная речь
                   Мелкая моторика и интонационная выразительность
                   Мелкая моторика и речь с движением
                   Мелкая моторика и развитие внимание
                   Мелкая моторика и выработка усидчивости и старания
 
   Проводились так же комбинированные занятия: занятие воспитателя и занятие логопеда Мы разработали пальчиковые игры и упражнения с учетом лексических тем и развития речи, создали авторские пособия, которые очень интересны  нашим детям.
   Весь год мы проводили Пальчиковые игры различного вида. Мы использовали как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию мелкой моторики
   Пальчиковые игры – это маленькое стеклышко в калейдоскопе театрализованной деятельности

Но они помогают формированию межличностных контактов, взаимосвязи взрослого и ребенка, развивают творческие способности, раскрывают положительные стороны эмоциональной сферы, и они, как правило, очень нравятся малышам.
 
   Проводились работа с родителями в виде мастер класса (результат работы-выставка совместной деятельности родителей и детей, в ней представлены работы педагогов).
   В конце каждого периода работы организовывали творческие выставки совместных работ родителей и детей. Первыми экспонатами таких выставок были работы воспитателей и логопеда.
 Вывод
         Мы считаем, что активно занимаясь развитием мелкой моторики, мы подготовили детей к следующему этапу развития ребенка по формированию самостоятельной речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация действий. Достаточно развитая мелкая моторика (скоординированная работа мелких мышц кисти и всей руки), при хорошо развитом зрительном восприятии и произвольном внимании — есть хорошая основа для овладения техникой письма.
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА.

  1. Озерецкий Н.И. «Метод массовой оценки моторики у детей и взрослых». М., 1928 г.
  2. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М., 1973 г.
  3. Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение». С – Пб., 1997 г.
  4. Цвыктарный В.В. «Играем пальчиками – развиваем речь». М.,2002 г.
  5. Баум Хайке и Крокодилополучий «Игры в помещении для развития и отдыха». М., «Теревинф» 2003 г.
  6. Кутявина Н.Л., Гаврина С.Е. и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль, 2000 г.
  7. Дедюхина Т.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006 г.
  8. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». М., 2005 г.
  9. Попова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Воронеж, 2006 г.
  10.  Хацкевич Ю.Г. «Игры в детском саду». Минск, 2000 г.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Что такое бизиборд и для чего он нужен

Интеллектуальная доска (busy board) является развивающим стендом, модулем. На нём предполагается наличие закреплённых вещей: всевозможных кнопочек, щеколд, выключателей, крючков и других маленьких опасных вещиц, к которым малыши проявляют интерес, а трогать их запрещено.

На доске, в качестве дополнений, может быть наличие предметов и игрушек, разных по форме, цвету, фактуре. Малышу разрешается всё это щупать, переключать, надавливать.

Каждый предмет должен быть крепко зафиксирован на поверхности доски. Это – в целях безопасности ребёнка, чтобы игра не обернулась неприятностями.

Как правило, это – минимальный вариант, когда использованы материалы, разные по фактуре. С их помощью ребёнок, тактильно, может знакомиться с теми или иными предметами. При этом ещё ребёнку нравится то, что все вещи красиво и ярко выглядят.

Доски такого типа продаются в магазинах для детей. Можно купить на заказ в интернете, а можно сделать самому. Бизиборд считаются популярным товаром. Они нравятся и родителям, и детям. Этому есть причины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: