Достоинства и недостатки системы
Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:
детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
малыши учатся уважать личное пространство других;
нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.
Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:
недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.
Краткая суть методики Монтессори
Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии
Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода
Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.
В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.
Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.
Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата
Учимся писать по методу Монтессори
Само обучение письму в Монтессори-педагогике начинается очень мягко и постепенно. Никаких разлинованных листов и прописей
Важно двигаться не торопясь, в ритме ребенка, чтобы в самом начале он не столкнулся с непосильной для себя задачей и не растерял энтузиазма
- Шершавые буквы. Этот метод помогает детям соотнести тактильный образ буквы со зрительным и акустическим. Можно сделать прописные буквы из бархатного картона или нарисовать их на бумаге, а затем продублировать клеем и посыпать песком или манкой. Взрослый предлагает ребенку познакомиться с буквой, потрогать, обвести пальчиком по контуру, а сам в это время называет соответствующий звук.
- Приключения букв. Для того, чтобы разнообразить изучение шершавых букв, можно придумать сказки с их участием. Например, найти Р — рыцаря, который спасет П — принцессу от страшного Д — дракона. Ну, и дальше в том же духе, как подскажет фантазия.
- Пишем на манке. Шершавая буква выкладывается на дно подноса с манкой или песком. Ребенку предлагается пальчиком или палочкой обвести букву. Такие занятия помогают не только запомнить написание буквы, но и развить мелкую моторику.
- Сначала пишем на нелинованном листе бумаги, постепенно переходим к широким строчкам и лишь затем — к узким строчкам, как в классических прописях.
- Сначала учимся писать прописные, а уже после — печатные буквы. А прописи появляются не в начале, а ближе к концу обучения. Округлые и плавные линии даются детям гораздо легче, чем строгие и прямые.
- Монтессори-педагоги также используют специальные тетради для обучения письму. Но применять их самостоятельно дома, если ребенок регулярно не находится в Монтессори-среде, нецелесообразно.
Коричневая лестница
Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый — самый тонкий.
Красные штанги.
Задача: построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия, подготовка к обучению математике; понятия: длинный – короткий, длиннее, чем – короче, чем, самый длинный — самый короткий.
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае
Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития
Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Список использованной литературы:
- Денисова Дарья, Маяковский В. В., Янушко Е.А. Полный годовой курс занятий 2-3 лет. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2012. — 215 с.
- Жукова Н. С. Развитие речи. Мир вокруг тебя. Москва: Издательство «Эксмодетство», 2016. — 36 с.
- Новиковская О. А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 160 с.
- Комзалова Т. А. Первая книга знаний. Москва: Издательство «Русич», 2016. – 48 с.
Дизайн детской по Монтессори
Цвет и отделка
Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.
Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.
Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.
Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.
Мебель
1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.
Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него
Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения
Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.
2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.
3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.
4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.
5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.
Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.
Аксессуары, наполнение, декор
Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.
Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.
Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.
Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.
Краткая биография М. Монтессори
Мария родилась 31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке Кьяравалле в семье чиновника. В 1875 году Монтессори переехали в Рим. Мария закончила начальную и среднюю школы, поступила в технический институт, где изучала естественные и технические науки, затем проявила интерес к медицине. В 1892 году девушке пришлось добиться аудиенции у Папы Римского, чтобы получить разрешение изучать медицинские науки наравне с мужчинами. В 1896 году М. Монтессори, защитив диссертацию по психиатрии, стала одной из первых итальянских женщин – докторов наук. Работая в больнице, в психиатрической клинике, наблюдая за умственно отсталыми детьми, Мария увлеклась педагогикой и теорией воспитания.
В 1898 году Монтессори, не вступая в брачный союз, родила сына Марио, и ей пришлось скрыть данный факт, отдав ребенка на воспитание дальним родственникам мужа. Монтессори не отказалась от ребенка, периодически навещая его, а с 1913 года мать и сын стали жить вместе.
В этот период знаменитая итальянка окончательно сделала свой выбор в пользу педагогики. Работа и общественная деятельность занимали все ее время. Она выступала на национальных и международных конгрессах, работала директором Ортофенического института, посещала детские приюты, разрабатывая свою педагогическую методику.
В 1906 году Монтессори, по приглашению правительства (об участии в судьбе римских беспризорников), открыла первый «Дом ребенка» для детей от 3 до 6 лет, где наблюдала и ставила эксперименты
Большое внимание она уделяла организации детской комнаты, подбору игрушек и учебных материалов, периодам активности и вниманию детей к определенным упражнениям
Опыты Монтессори и успехи детей способствовали распространению ее педагогических методов во всей Италии. С 1909 года Монтессори – образование получило международное признание, а ее работы были переведены на многие языки мира. Мария читала лекции в США, Европе, во многих странах открывались Монтессори – школы. К середине 1930 годов только в Нидерландах их открылось более 200. В 1934 году Марии пришлось покинуть Италию из – за политических разногласий с правительством Б. Муссолини, ее мирные намерения и отказ одеть детей в фашистскую форму пришлись не по душе итальянскому вождю. Монтессори жила в Испании, в Индии, в Голландии, где активно пропагандировала свою педагогическую теорию. Как борца за мир ее трижды номинировали на Нобелевскую премию мира. Она умерла в 1952 году в Нидерландах, а ее сын Марио Монтессори возглавлял Международную Монтессори – организацию вплоть до 1982 года.
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.
1. Распознать, определить характеристики.
Например:
- на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
- на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
- на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
- на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
- на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
- на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:
- предметы, натуральные объекты;
- предметные или дидактические картинки;
- книжные иллюстрации;
- репродукции;
- макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
- Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
- Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
- Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
- Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.
Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:
- диафильмы;
- слайды;
- видеофильмы;
- компьютерные программы.
Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Секреты увлекательного занятия
Секретами увлекательного урока когда-то давно поделилась с педагогами замечательная женщина, педагог, методист, автор методических пособий для учителей и воспитателей – Л.П. Кибардина. Я по сей день берегу тетрадку со «шпаргалками для педагога», где написаны, казалось бы, прописные истины, но они так необходимы бывают в жизни.
Сегодня я тоже делюсь «секретами педагогического мастерства», открыв свою волшебную тетрадь.
- Поверьте, что увлекательный урок провести можно, поверьте в себя, что вы это можете!
- Начните урок в необычной форме.
- Похвала – это то, что нужно вашим ученикам. Интерес в большей степени зависит от похвалы.
- Ведите занятие так, чтобы учащиеся в каждый момент его делали для себя маленькое открытие.
- У хороших педагогов есть хорошее свойство: когда они говорят с классом, то каждому учащемуся кажется, что он говорит с ним.
- Интерес зависит от понимания. Не нужно никаких изощрений. Ясность – основа интереса.
- Придумайте для урока захватывающий сюжет и потрясающие маленькие детали. Успех обеспечен!
- Если вы не увлечены своим предметом, не горите желанием сообщить учащимся некоторые потрясающие данные и подробности – вам никогда не провести интересный урок.