Монтессори у вас дома: создание развивающего пространства и дидактических материалов своими руками

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

Любимые и нелюбимые виды деятельности

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

  • ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
  • убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

Письмо и чтение

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»); работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке; работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались); прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом. Также повышается увлечённость математическими занятиями

Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности

Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце

На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития

Геометрик своими руками

Нетрудно создать самостоятельно и ещё один дидактический материал — математический планшет или геоборд. Это доска с гвоздями, забитыми на равном расстоянии друг от друга. В домашнем исполнении можно использовать канцелярские кнопки с цветными головками.

Для его создания понадобятся материалы:

  • небольшая ровная доска;
  • кнопки с пластиковыми шляпками;
  • банковские резинки.

Цель игры — научиться составлять разные фигуры и рисунки с помощью резинок или ниток. Это занятие подойдёт для детей от 2 лет. Геометрик направлен на развитие мелкой моторики и координации рук, логики и математического мышления.

Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме

Важно в процессе игры ничего не пролить

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан

Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Вальдорфская педагогика

Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

• Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.

• Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.

• Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

Геометрик своими руками

Нетрудно создать самостоятельно и ещё один дидактический материал — математический планшет или геоборд. Это доска с гвоздями, забитыми на равном расстоянии друг от друга. В домашнем исполнении можно использовать канцелярские кнопки с цветными головками.

Для его создания понадобятся материалы:

  • небольшая ровная доска;
  • кнопки с пластиковыми шляпками;
  • банковские резинки.

Цель игры — научиться составлять разные фигуры и рисунки с помощью резинок или ниток. Это занятие подойдёт для детей от 2 лет. Геометрик направлен на развитие мелкой моторики и координации рук, логики и математического мышления.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

Многозначные числа.

Существуют в математике огромное количество натуральных чисел. Они все разные. Например, 2, 67, 354, 1009. Рассмотрим подробно эти числа.Натуральное число 2 состоит из одной цифры, поэтому такое число называют, однозначным числом. Еще пример однозначных чисел: 3, 5, 8.Натуральное число 67 состоит из двух цифр, поэтому такое число называют, двузначным числом. Пример двузначных чисел: 12, 35, 99.Трехзначные числа состоят из трех цифр, например: 354, 444, 780.Четырехзначные числа состоят из четырёх цифр, например: 1009, 2600, 5732.

Двузначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные, шестизначные и т.д. числа, называются, многозначными числами.

Розовая башня Монтессори

Это пособие предназначено для детей с 2,5 лет, и служит для развития восприятия размеров предметов и усвоения понятий «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький», а также для развития моторных навыков, внимания и координации движений. Кроме того, материал косвенно готовит ребенка к математике: мы знакомимся со значением числа 10, и формой куба – геометрической фигурой.

Материал состоит из 10 деревянных кубов розового цвета, равномерно меняющихся в размерах со стороной от 1 до 10 см. Основная задача, которая решается при помощи этого материала: это построение башни (ставим кубики один на другой последовательно, в соответствии с уменьшением размера на 1 шаг), или построение ряда.

Почему именно с 2,5 лет?

Примерно с 2,5 лет дети уже могут усваивать большие объемы информации и у них появляется способность к сравнению, поэтому лучше начинать давать упражнения на сравнение в этом возрасте, но не раньше. Однако существуют и упрощенные варианты «розовой башни» для детей помладше.

Как происходит работа с материалом «Розовая башня»?

Мы работаем со всеми Монтессори-материалами по одной и той же схеме: сначала педагог проводит презентацию материала; показывает, как именно нужно с ним работать и рассказывает, какие именно задачи можно решить с его помощью. В данном случае, педагог показывает все кубики из набора, рассказывает, какой из них больше всех, какой – меньше всех, сравнивает их между собой, чтобы наглядно продемонстрировать ребенку разницу понятий «больше» и «меньше»; называет свойства кубиков: «твердый», «тяжелый», «легкий» и т.п. – для того чтобы ребенок соотносил размеры куба и его свойства: например, если большой – то скорее всего тяжелый и т.д.

После того, как ребенок сам научится определять, какой кубик больше, а какой – меньше, мы переходим к самостоятельной работе с материалом, во время которой ребенок сам решает, что именно он будет делать: можно выкладывать кубики в ряд по ровной линии в порядке возрастания или убывания, можно ставить друг на друга по мере уменьшения, можно расставить по диагонали от меньшего к большему и т.д. Потом, когда ребенок освоит простые варианты работы, можно усложнять задачи: например, менять некоторые кубики в ряду местами и просить ребенка расставить их по порядку.

Работа с материалом происходит обязательно на полу, на специальном коврике контрастного с материалом цвета: чтобы все элементы материала не «терялись» на слишком пестром фоне, и чтобы ребенок мог легко достать до верха башни (если строить башню на столе, ребенок может просто не дотянуться до ее вершины).

После окончания работы мы вместе с ребенком убираем материал в коробку и ставим на полку. Самостоятельная уборка своего рабочего места, как мы уже писали в наших более ранних статьях – это обязательный элемент работы в Монтессори-классе.

Для усложнения задачи можно:

  • располагать кубы в другом порядке и просить ребенка «навести порядок» и расположить кубики в правильном порядке;
  • попросить ребенка выбрать нужный куб с закрытыми глазами – наощупь определить, какой именно куб подходит лучше всего на это место;
  • пропустить один куб в башне, и попросить ребенка определить то место, где был пропущен куб;
  • решать групповые задачи: иногда мы объединяемся в работе над какой-то задачей с другими детьми и материалами;
  • работать по картинке: мы показываем ребенку картинку и просим его построить башню, как на картинке: такие задачи, несмотря на кажущуюся легкость, далеко не всем даются легко;
  • переносить полученный при работе с этим материалом опыт на остальные предметы из окружающей нас среды: например, мы просим ребенка сравнивать между собой другие предметы и определять, какие «больше», какие «меньше» и т.п.

Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в сад и научился увлеченно и сосредоточенно работать? С удовольствием примем в нашу дружную команду вашего малыша-тоддлера (2-3 года) в Тоддлер-группу. Также еще есть места в группе «Вместе с мамой» для деток 1-3 лет в старшей группе (3-6 лет).

Группы работают по адресу: г. Москва, Волжский б-р, 114 А, к.4. Проезд: Текстильщики, Кузьминки, Печатники.

Запись и информация о расценках по телефону +7 (903) 723-27-99 (Алия), или через форму на сайте:

Основные направления развития ребенка в системе Монтессори

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» — чтобы ребенок свободно владел многими жизненными умениями, приобретал жизненные навыки; «СЕНСОРИКА» — развитие чувственного восприятия окружающего мира у ребенка; «МАТЕМАТИКА» — зарядка для ума; «ЯЗЫК» — развитие речи, умения общаться с другими ; «КОСМОС» — развитие способностей и талантов ребенка, способных переродиться в будущую профессию. В направление «космос» М.Монтессори относила изучение детьми основ химии, биологии и физики.

По методике Монтессори возможно организовать и другие занятия: рисование, музыку, иностранный язык или физическое развитие ребенка. Все пособия в духе Монтессори можно сделать самостоятельно.

Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев

Игры с сенсорной коробкой можно начинать уже тогда, когда малыш научится сидеть. Наполнить сенсорную коробку для крохи лучше всего крупными и нетравмоопасными материалами, например, тканью, лентами, помпонами, мячиками, губками, кубиками. Также можно дополнить ее различными музыкальными игрушками (колокольчиками, погремушками) и чем-то шуршащим (полиэтилен, пергаментная бумага).

Для детей старше полутора лет можно использовать сенсорные коробки с крупами. В раннем возрасте интерес к мелким предметам особенно велик. Ваш малыш с радостью будет отыскивать в крупе спрятанные предметы. В дальнейшем их можно сортировать по цвету или форме. Кроме этого, игра с сенсорной коробкой может стать тренировкой орудийных действий: умения держать ложку, пересыпания и так далее.

Если Вы с ребенком разучиваете названия цветов, то хорошим подспорьем для занятий могут стать цветные сенсорные коробки. Сложите в контейнер различные предметы одного цвета. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запомнит нужный цвет.

Использование различных инструментов и орудий труда позволяет разнообразить игры с сенсорной коробкой. Предложите малышу поиграть с ситом и просеивать манку. Чтобы было интересней, спрячьте в крупу мелкие игрушки, камушки или более крупную крупу. С помощью сита ребенок должен отделить их от манки. С помощью такой игры можно быстро освоить понятия «большой» и «маленький».

Неподдельный восторг у детей вызывают сенсорные коробки, наполненные водой. С помощью сита и ложек малыш может доставать из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливать воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки. В воду можно добавить немного краски – так играть будет еще веселей и интересней.

Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире

Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение. Вот несколько примеров тематических сенсорных коробок:

«Космос»

«Зоопарк»

«Ферма»

«Северный полюс»

«Стройка»

Мобиль для новорождённых

Это пособие подходит для самых маленьких детей с рождения. Оно позволяет помочь ребёнку фокусироваться и развивает координацию движений.

Для изготовления первого мобиля Мунари нужны следующие материалы:

  • плотная бумага;
  • нитки;
  • клей;
  • краска белого и чёрного цвета;
  • деревянная планка;
  • прозрачный пластиковый шар диаметром 4 см.

Распечатываем шаблон. Вырезаем и склеим фигуры. Планку делим на три части, равные 24, 20 и 12 сантиметров соответственно и раскрашиваем, как на схеме. Закрепляем контрастные детали и шар на конструкции, как на рисунке. Такой мобиль можно предложить малышу уже с 2 — 3 недель жизни.

Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, ,. Искренне ваша, Яна Разначенко

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Основные принципы

Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:

  • малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
  • развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
  • воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.

Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:

  1. Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
  2. Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
  3. Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
  4. Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
  5. Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.

Разряды чисел.

Рассмотрим число 134. У каждой цифры этого числа есть свое место. Такие места, называются, разрядами.

Цифра 4 занимает место или разряд единиц. Так же цифру 4 можно назвать цифрой первого разряда.
Цифра 3 занимает место или разряд десятков. Или цифру 3 можно назвать цифрой второго разряда.
И цифра 1 занимает разряд сотен. По-другому, цифру 1 можно назвать цифрой третьего разряда. Цифра 1 является последней цифрой слава числа 134, поэтому цифру 1 можно назвать, цифрой высшего разряда. Цифра высшего разряда всегда больше 0.

Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда.  10 единиц образуют один разряд десяток, 10 десятков образуют один разряд сотен, десять сотен образуют разряд тысяч и т.д.
Если нет какого-то разряда, то вместо него будет стоять 0.

Например: число 208.
Цифра 8 – первый разряд единиц.
Цифра 0 – второй разряд десятков. 0 означает в математике ничего. Из записи следует, что десятков у данного числа нет.
Цифра 2 –  третий разряд сотен.

Такой разбор числа называется разрядным составом числа.

Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие

Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.

Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность

Увлекательное рисование

Упражнения в повседневной жизни

1) Упражнения для координации движений и подготовки к жизни в группе:

  • Открывание и закрывание двери.
  • Ходьба по комнате, не задевая предметов.
  • Переноска стула.
  • Переноска различных предметов (коллективное занятие в кругу).
  • Раскатывание и скатывание коврика.
  • Складывание салфеток.
  • Нарезание бумаги ножницами.
  • Пересыпание ложкой из одной миски в другую.
  • Пересыпание из кувшина в кувшин.
  • Переливание из кувшина в кувшин.
  • Переливание через воронку.
  • Переливание из чайника в чашку.
  • Полив цветов лейкой.
  • Мытье рук.
  • Аранжировка цветов.
  • Перекладывание шариков.
  • Взбивание пены.
  • Выжимание губки.
  • Переливание воды с помощью большой пипетки.

2) Упражнения, помогающие ребенку самостоятельно одеваться и раздеваться:

  • Рамка с пуговицами.
  • Рамка со шнурками.
  • Рамка с кнопками.
  • Рамка с «потайными» кнопками.
  • Рамка с крючками и петлями.
  • Рамка с ремнями и пряжками.
  • Рамка с бантами.
  • Рамка с застежкой «молния».
  • Рамка с английскими булавками.
  • Рамка с застежкой «на липучке».
  • Рамка с карабинами.

3) Упражнения, помогающие ребенку в обслуживании самого себя:

  • Выворачивание носка.
  • Плетение косички.
  • Чистка обуви.
  • Глажка белья.
  • Чистка носа (сморкание в платок).

4) Приготовление пищи вместе с детьми 3-6 лет:

  • Приготовление бутербродов.
  • Мытье овощей и фруктов.
  • Очищение от шкурки овощей и фруктов.
  • Приготовление салата из овощей и фруктов.
  • Выпечка хлеба.
  • Приготовление пирога «Шарлотка».
  • Приготовление печенья.
  • Выжимание сока с помощью механической соковыжималки.
  • Сервировка стола.
  • Мытье посуды после еды.

5) Упражнения по уходу за окружающей средой

  • Сметание крошек со стола.
  • Вытирание пыли.
  • Подметание пола.
  • Мытье пола.
  • Чистка металлических предметов.
  • Чистка зеркал.
  • Стирка белья.
  • Мытье стола.
  • Затачивание карандашей.
  • Забивание гвоздей.
  • Промывание кисточек для рисования.

6) Особые формы движения:

  • Ходьба по линии.
  • Ежедневные круги.
  • Упражнения в тишине.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: