Содержание
Трудный» ребенок выделяется среди других плохим поведением, выходящим за рамки установленных правил. При этом, зачастую, такое поведение практически не поддается воздействию окружающих. Общение с таким ребенком (причем не только сверстников, но и взрослых), как правило, сводится к минимуму, ведь оно омрачено непредсказуемостью поведения, агрессией и грубостью.
Трудные» – есть повсюду. Их можно встретить не только в школе, но еще и в семье, на улице. Часто, родители и педагоги отчаиваются в поиске подходящего ключика, который поможет наладить взаимоотношения, оставляя надежды в исправлении хулигана.
Но вот, как и когда непослушный ребенок превращается в «трудного»?
Попробуем разобраться в этом непростом вопросе и определим, что делать с непослушными детьми.
Возрастная индивидуальность
В 8-10 лет он ворует по причине слабой силы воли. Ему стыдно это делать, но справиться с собой он не в силах. В эти годы дети становятся независимее и самостоятельней. Ребенку очень хочется быть « своим» среди ровесников. Если у него нет того, что имеют они, он ощущает себя обделенным. В этом случае воровство – способ быть со всеми на равных.
В подростковом возрасте дети совершают больше всего краж. Этот период их жизни сопровождается различными физическими, психологическими, социальными изменениями.
Справляться с ребенком в таком возрасте сложно. Невозможно насильно оградить его от приятелей, которые плохо на него влияют. На ваши уговоры он может ответить непослушанием.
Оптимальный вариант – позаботиться о создании круга общения ребенка в детстве. Пусть он дружит с детьми ваших хороших знакомых, одноклассниками или с ребятами, у которых будут такие же увлечения. Если приятели уже имеются, познакомьтесь с ними и пообщайтесь.
Случаи воровства стали неоднократными? Вы не в силах разобраться с ситуацией? В данном случае не обойтись без помощи психолога.
Что делать родителям
Бежать ли в суд по поводу каждой царапины и требовать ли компенсации за пластырь и зеленку — это решение родителя. Но если травма серьезная и требуется лечение, родитель имеет право обратиться к администрации сада за возмещением затрат.
Порядок действий родителя при этом следующий:
- Зафиксировать ситуацию.
Травму нужно подтвердить медицинскими документами: подойдет заключение врача, справка, выписной эпикриз.
- Обратиться к администрации сада.
Конфликт можно разрешить в досудебном порядке. Для этого нужно предоставить заключение о наличии травмы, чеками подтвердить затраты на лечение, доказать его необходимость медицинскими документами. Обычно в таких случаях организуется встреча с родителями, на которых стороны приходят к обоюдному решению.
- Идти в суд.
Понадобятся все собранные ранее документы, список свидетелей и их показания, аудио- и видеоматериалы.
Родитель может рассчитывать на два вида компенсации:
Компенсация убытков.
Учреждение возмещает сумму, затраченную родителями на лечение ребенка. Сюда относятся поход к врачу, пребывание в стационаре, оплата лекарств и реабилитации.
Это сумма, в которую родитель оценивает собственные переживания по поводу травмы ребенка. Ее окончательный размер определяет суд.
Кризис трех лет
Плохое поведение в трехлетнем возрасте – это не всегда показатель скверного характера или перепадов настроения. Чтобы правильно воспитать кроху, родители должны сначала разобраться, по каким причинам он так себя ведет. Стоит отметить, что в этом возрасте мальчики и девочки, как правило, капризничают и устраивают истерики одинаково.
Для начала нужно разобраться в таком психологическом термине, как фрустрация. Это состояние взрослого или ребенка, когда желания и потребности невозможно удовлетворить полностью. Малыш взрослеет, когда начинает осознавать, что не все его желания выполняются. Чуткий, понимающий родитель сразу сможет понять, когда истерика ребенка связана с тем, что его «хочу» не исполняется. Но ведь капризничать кроха может и по другим причинам: физическое недомогание, ссоры в детском саду, недопонимание со стороны воспитателя, и т. д.
Интересно: Как помочь ребенку научиться делать уроки – без скандалов и споров
Как определить, что ребенок начал общаться с плохой компанией?
Определить, что ребенок начал общаться с плохой ко мпанией — не сложно. Для начала давайте выясним, каких друзей чада можно считать потенциально опасными:
- Если приятели подростка просто гуляют, матерятся и разговаривают на различные взрослые темы (например, по половые отношения), это не считается плохой компанией. Дети просто ведут себя не так, как нужно.
- Плохой компанией принято считать тех тинейджеров, с которыми ребенок приобщается к аморальному образу жизни. Курит сигареты, выпивает алкоголь, употребляет наркотики. Хулиганит, живет на улице и так далее. Если общение с определенными людьми может деструктивно повлиять на ребенка, то это плохая компания.
Конформный (конформность)
Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться «из толпы». Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим.
Окружающим в этих людях нравятся их готовность выслушать исповедь другого, исполнительность. Но в то же время эти люди подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.
Внутренние особенности личности, через которые преломляются специфическим образом внешние социальные воздействия, многообразны. Это и индивидуальные особенности:
- мотивации ведущих желаний и интересов;
- ценностных ориентации, убеждений, идеалов, жизненных целей, сценариев;
- самооценки, тревожности, невротичности;
- типологии личности.
Наиболее существенные типологии:
- типология темпераментов (типологические особенности нервной системы);
- конституционная типология (астеники, атлеты, пикники);
- типология личности в зависимости от стиля информационного взаимодействия со средой:
- экстраверты — интроверты;
- мыслительный — эмоциональный тип;
- ощущающий — интуитивный тип;
- воспринимающий (иррациональный) — решающий (рациональный) тип и их соотношения (16 психосоциотипов).
При этом необходимо учитывать, во-первых, что принадлежность к тому или иному типу определяется генетической предрасположенностью, во-вторых, что «чистых» психотипов не существует, в-третьих, имеется прямая связь между темпераментом и деловыми качествами конкретного индивида.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Учитесь бесплатно
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Получить демодоступ на неделю
Поведение детей разного темперамента
Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.
Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.
Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь.
К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.
Существует четыре типа темперамента:
- меланхолики;
- сангвиники;
- холерики;
- флегматики.
Меланхолики
Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей.
Сангвиники
Как правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы.
Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливать кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия, а не просто так.
Очень интересно: Можно ли обманывать детей: мнение психологов
Холерики
Всегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием
Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей:
- агрессивное отношение;
- гиперопека.
Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты.
Флегматики
Дети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно активно заниматься воспитанием флегматичного ребенка, иначе он так и останется инертным.
Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иногда это дается с большим трудом. Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи.
Эмотивный (эмоциональность)
Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а держит их при себе. Окружающим нравится его альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга. Конфликты воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей.
Причины непослушания ребенка
Перед началом воспитания ребенка родители обязательно должны выбрать формат взаимоотношений с отпрыском, чтобы следовать соответствующей методики поведения. Определившись с особенностями отношений с чадом, рекомендуется затем разобраться с предпосылками непослушания малыша.
Распространенные причины:
- Отсутствие внимания со стороны родителей неизбежно сопровождается «бунтом» в сознании юного непоседы. В подобной ситуации проделки и происки ребенка рассчитаны на создание контакта с мамой и папой.
- Желание самоутвердиться и заявить о собственных правах в детстве – способ малышей манипулировать родителями, демонстрируя мнимую состоятельность.
- Детская месть, которую отпрыски подают в соответствии с правилами гастрономического этикета – «холодной». Не вступая в диалог с родителями, малыши совершают проделки, чтобы огорчить и расстроить родственников.
- Безысходность – еще одна распространенная причина. Дети встают на «тропу» непослушания из-за регулярных «провалов» и «промахов». Если юный исследователь не реализует энергию в спорте, хобби, играх или других увлечениях, то неизменно родители сталкиваются дома с очередной проделкой отпрыска.
- Отчаяние, появляющееся в сознании ребенка с запретами и наказаниями, которым подвергается малыш со стороны родителей. Вариант дружеских отношений с мамой и папой безвозвратно исчезает из «головы» отпрыска, поэтому он решает окончательно испортить уже устоявшиеся отношения.
- Непоследовательное поведение родителей становится причиной непослушания юных мечтателей, в сознании которых не формируется четкий список требований взрослых. Если ребенку не могут доступно объяснить правила хорошего тона, то соответственно следовать им он не в состоянии.
- Отсутствие личного примера и деградирующие отношения между мамой и папой, в которых присутствуют ссоры, рукоприкладство и непослушание. Вырастить в подобной семье здорового, покладистого и психически уравновешенного ребенка невозможно.
- Несоответствие требований со стороны матери и отца – распространенная ошибка в брачных союзах, заключающихся не по любви. Ребенок не становится хорошим для мамы и папы, ведь пропагандируют они абсолютно «полярные» прототипы поведения. Малыш остается вне милости.
- Непослушание отпрыска – следствие расставания матери и отца, развод или разъезд по разным жилищам. Психическая травма, полученная малышом во время подобных мероприятий, не сопоставима с покладистым поведением.
Что делать, если такой старший ребёнок — вы
Если вы узнали себя в одной из описанных ситуаций и чувствуете, что некоторые особенности поведения мешают вам, с этим можно работать. В детстве мы вынуждены вести себя так, чтобы быть принятыми в семье. Но во взрослом возрасте у нас есть выбор. Психолог Мария Новикова советует действовать так.
Осознайте, какие стратегии поведения из детства тянутся за вами до сих пор.
Найдите в этой стратегии что-то хорошее, полезное. То, что помогает вам в жизни, позволяет достигать результатов. Это хорошее признайте и оставьте.
Отследите, что в привычной вам стратегии является лишним, ограничивающим. Сформулируйте, как можно действовать иначе.
Пробуйте делать то новое, что вашей привычной стратегии не свойственно
Важно не торопиться и двигаться вперёд маленькими шагами.
Предположим, что вы сильная личность, умеете добиваться целей и пробивать стены — это часто бывает свойственно старшим детям. Но при этом вы не умеете просить помощи и вам неловко её принимать. Постарайтесь оставить сильные стороны вашей стратегии — умение достигать целей. Но осознайте слабые стороны стратегии — неумение проявлять слабость и просить о помощи. И тренируйтесь сотрудничать с другими людьми.
Начинать лучше с малого. Например, с незначительных просьб к близким людям: купить для вас что-то вкусное, заварить и принести чай. Прислушайтесь, что вы чувствуете в этот момент. Если реакции слишком болезненные или вы не можете переступить через себя и сделать что-то вопреки привычной стратегии, стоит обратиться к психологу. Он поможет разобраться в ситуации и получить недостающий опыт.
Больше полезных материалов об отношениях с родителями
Автор обложки: Анна Гуридова
Полезные рекомендации по воспитанию непослушных детей
Место и время проведения воспитательных работ – немаловажные параметры, на которые родителям обязательно нужно обратить внимание. Взаимоотношения с ребенком необходимо выстраивать с учетом приведенных ниже правил:
- Во время приема пищи, когда детское сознание расслаблено и увлечено трапезой. Еда должна ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, поэтому от воспитательных процедур в такой отрезок времени рекомендуется воздержаться.
- Если малыш болен, то воздействие на юного исследователя с помощью вышеперечисленных методик – нецелесообразное решение. Неокрепший организм и замедленная реакция делают воспитание ребенка в подобной ситуации абсолютно бесполезным.
- Непосредственно перед отдыхом и после сна осуществлять нравоучения тоже становится бессмысленным занятием. Отпрыск либо еще не проснулся, либо уже засыпает, поэтому ваши слова не будут сопровождаться должным эффектом.
- Устраивать воспитательную беседу или наказывать ребенка, когда он увлечен занимательной игрой или выполнением домашнего задания – верный способ потерять в одночасье авторитет перед малышом. Вы на протяжении сознательной жизни юного непоседы учили его самостоятельности и ответственности, а подобным действием родители опровергают собственные методики.
- Если ребенок случайно сломал некий предмет, желая порадовать вас подарком, то наказание становится неуместным решением. В изготовлении поделки, аппликации или сувенира неугомонное дитя могло ненароком огорчить родителей, которым следует правильно воспринять свершившийся факт.
- В присутствии посторонних воспитывать юного непоседу не нужно, чтобы не выносить ссору на людей. Ребенок может не воспринять сказанные нравоучения, капризничая и «выделываясь» перед гостями.
Родители должны понимать, что модель взаимоотношений с ребенком выбирается единожды и сохраняется на протяжении жизни
Дети обязательно запомнят суровые наказания и приятные поощрения, поэтому в воспитании важно рационально использовать методику «кнута» и «пряника». Если придерживаться полезных рекомендаций и советов, то малыш обязательно вырастет психически уравновешенным и здоровым, не затаив на маму с папой обиды и злости
Родительское выгорание
Если к бытовой жестокости наше общество относится терпимо, то к родительству как к явлению предъявляет супер высокие требования. Правильный родитель обязан максимум времени уделять детям, водить их на «развивашки», курсы языков и спортивные секции, обеспечить качественный отдых, путешествия, образование. Не дай бог задеть детскую самооценку, что-то не то сказать или сделать. Ребенок превращается в главный семейный проект. На него бросаются все силы и средства. И если «проект» неуспешен, значит, родители не справились.
Выдерживать такое давление очень сложно. Особенно, если в семье одна мама, есть нерешенные бытовые вопросы или другие проблемы. Родители не выдерживают психологического напряжения и срываются, как думаете, на ком? Конечно, на детях.
Как справляться с родительским выгоранием
Советы психолога
- Научите малыша ставить перед собой цели и достигать их.
- Дайте ему свободу действия. Пусть самостоятельно справляется с тем, что ему по силам.
- Спланируйте семейный бюджет так, чтоб приобрести необходимую для малыша вещь.
- Предложите ему варианты для собственного заработка. Пусть это будет расклеивание объявлений или помощь маме в уборке квартиры за определенную сумму.
Воровству — бой!
- Многие люди не совершат преступления из-за боязни наказания и сочувствия к жертве. Именно в семье закладываются основные нормы морали. Поведение родителей – пример для подражания ребенку.
- Контролируйте свои негативные эмоции. Выплеск их лишит малыша уверенности в своих силах. В дальнейшем ему будет трудно устанавливать контакт с окружающими людьми.
- Применение физического наказания и угроз по поводу колонии приведут к озлоблению и ожесточению со стороны детей. Они приобретут уверенность в том, что являются преступниками.
- Дайте понять, что ответственность за его проступок лежит и на ваших плечах, и что вы вместе с этим справитесь. Поговорите с ребенком доверительно и открыто.
- Узнайте, в чем причина происходящего. Она может быть очень серьезна.
- Необходимо вместе найти выход из ситуации. Пусть ребенок ощущает вашу поддержку. Украденную вещь можно отнести владельцу вместе или незаметно ее подложить.
- Держите деньги в укромных местах. Научите ребенка грамотно тратить карманные средства.
- Если малыш принес потерянную кем-то вещь, найдите владельца. Объясните ребенку, как рад будет человек, которому ее вернули.
- Направьте его энергию в правильное русло. Он может заниматься спортом, уделять достаточно времени своим увлечениям, путешествовать и учиться зарабатывать самостоятельно. Если он почувствует свою значимость, то забудет о воровстве.
- Четко укажите границы своей территории. Пусть ребенок понимает, что вещи родителей трогать нельзя. В свою очередь вы уважайте личное пространство детей. Без их разрешения не берите принадлежащие им вещи.
Ошибка 5. Родители не уважают личное пространство старшего
Родители нескольких детей подтвердят — первые конфликты появляются тогда, когда младший начинает интересоваться игрушками старшего. Бывает, что родители принимают сторону малыша и вынуждают старшего ребёнка делиться: «Он же маленький, уступи!». В такой ситуации старший злится не столько на родителей, сколько на сестру или брата, посягающего на его собственность.
Как поступить родителям
Психолог Екатерина Бурмистрова предлагает разделить игрушки на общие и личные. Личными игрушками каждый ребёнок может распоряжаться по своему усмотрению. Не помешает организовать для старшего безопасное пространство, где он сможет играть в конструктор с мелкими деталями и делать поделки. Обязанность родителей — следить, чтобы малыш не разрушал игровое пространство старшего.
С общими игрушками Екатерина Бурмистрова рекомендует ввести правило: «Играет тот, кто первый взял вещь». Если дети не могут что-то поделить, родитель без криков и разборок забирает спорную игрушку и убирает на некоторое время. Постепенно дети научатся договариваться.
Важно также уважать желание старшего побыть в одиночестве и давать ему эту возможность
Что делать ребенку?
- В первую очередь, не лезть «под горячую руку». Даже самый любящий родитель «в состоянии аффекта» может наговорить лишнего. Лучше не влезать в скандал родителей, а удалиться к себе в комнату.
- Совершенно не обязательно вслушиваться в каждое слово родителей – лучше надеть наушники и попытаться себя отвлечь от ситуации, которую ребенок все равно не в силах изменить непосредственно во время ссоры. Заняться собственными делами и, насколько возможно, отвлечься от родительской ссоры – самое лучшее, что может сделать ребенок в этот момент.
- Сохранять нейтралитет. Нельзя вставать на сторону мамы или папы только лишь потому, что они поругались. Если только речь не идет о серьезных случаях, когда маме требуется помощь, потому что папа поднял на нее руку. В случаях же обычных бытовых ссор не стоит занимать чью-либо позицию – это лишь еще более испортит отношения между родителями.
- Поговорить. Не сразу – только когда родители остынут и будут способны адекватно выслушать свое чадо и друг друга. Если такой момент наступил, то нужно по-взрослому объяснить родителям, что вы их очень любите, но слушать их ссоры невыносимо. Что ребенку страшно и обидно во время их ссор.
- Поддержать родителей. Может, им нужна помощь? Может, мама действительно устает и ничего не успевает, и пора начать ей помогать? Или сказать папе, как вы цените его и его усилия на работе, чтобы вас обеспечить.
- Обратиться за поддержкой. Если ситуация совсем сложная, ссоры сопровождаются распитием спиртных напитков и доходят до драк, то стоит позвонить родственникам – бабушкам-дедушкам или тетям-дядям, которых ребенок хорошо знает и которым доверяет. Также можно поделиться проблемой со своим классным руководителем, с соседями, которым ребенок доверяет, с детским психологом — и даже с полицией, если ситуация того потребует.
- Если ситуация совсем критическая и угрожает жизни и здоровью мамы — или уже самого ребенка, то можно позвонить на общероссийский телефон доверия для детей 8-800-2000-122.
Что такое месть?
Месть часто сравнивают с болезнью. Действительно, она способна настолько захватить человека, что превращает его в раба, который не может думать ни о чём другом, кроме как о чувстве, которое его поглотило.
Месть разрушительна. Она заставляет испытывать самые негативные эмоции, которые только можно себе представить. Мстительность свойственна разным людям, которых объединяет болезненное и чрезмерно раздутое эго, нетерпимость к чужим недостаткам и неспособность прощать. Конечно, бывают исключения, и довести до мыслей о мести можно самого добродушного человека, но если сделать больно в ответ вы хотите слишком часто, то стоит задуматься.
Но иногда месть способна сподвигнуть и на великие свершения. Известны случаи, когда люди из мести становятся успешными, знаменитыми, назло своим обидчикам.