Как заинтересовать первоклассника учёбой
Самое важное, что необходимо сделать родителям, — создать условия для того, чтобы ребёнок сам проявил интерес к учёбе. Быть терпеливыми, не ругать ребёнка, направлять его и показывать ценность образования
Следите за режимом дня первоклассника
Важно, чтобы у ребёнка оставалось достаточно времени для отдыха и полноценного сна (ложиться спать лучше не позже 21 часа). После занятий нужен отдых 1,5-2 часа
При таком режиме нервная система первоклассника будет лучше адаптироваться к учебным нагрузкам.
Время для заданий — пик активности ребёнка
Старайтесь организовать время ребёнка так, чтобы к выполнению заданий он приступал во время своей наивысшей активности (это особенно удобно, когда ваш ребёнок находится на дистанционном обучении). Если занятия проводить в период спада активности у ребёнка, не получится заинтересовать первоклассника учёбой.
Смысл учёбы — в знаниях
Подчёркивайте ценность знаний и результатов, которые ребёнок достигнет благодаря учёбе. Чаще хвалите его, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми, чтобы не разрушить его мотивацию к учёбе.
Поощряйте самостоятельность
Поощряйте ребёнка в учёбе, но не делайте за него большую часть заданий, первоклассник сам в состоянии справиться с ними и почувствовать интерес к учёбе. Не переусердствуйте с помощью, у ребёнка не появится мотивация, если учиться за него будут родители.
Не завышайте значение оценок
Расскажите ребёнку о том, что оценки, конечно, важны, но цель учёбы не в том, чтобы получить высокую оценку, а в том, чтобы стать интеллектуально развитым, получить новые знания. Это гораздо лучше поможет заинтересовать первоклассника учёбой, чем культ пятёрки в дневнике.
<<Форма курс 1-4>>
Сделайте внеучебную жизнь насыщенной
Постарайтесь, чтобы жизнь ребёнка не замыкалась только на учёбе, и у него была отдушина в виде увлечений — спортивных секций, рисования, музыки, рукоделия, различных кружков, а также возможность проводить время с друзьями.
<<Блок перелинковки>>
Выбирайте интересные материалы для обучения
В начальной школе «Фоксфорда» ребёнок не просто получает знания, он начинает проявлять познавательную активность благодаря интересным урокам и увлекательной подаче материала.
Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание не просто получать хорошие оценки, а искренне тянуться к знаниям
Ресурсы и риски
Предлагаемый опросник представляет собой набор вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
После ответов на вопросы производится подсчет баллов путем суммирования всех положительных ответов в строках, обозначенных определенным шифром. Так, строки отмеченные буквой «А» символизируют проявленность мотивации активиста, буквы «Пр» — призера, «Ип» — испытателя, «П» — проектировщика, «Ил» — исследователя.
Вы просто подсчитываете соответствующие баллы и заносите в таблицу в нижней части анкеты. Та мотивация, которая наберет больше всего баллов, и является ведущей для конкретного человека. Но это не обязательно один тип мотивации. Бывает и так, что у человека сильно выражены два и более доминирующих мотива.
Обратите внимание, что результаты анкетирования не следует воспринимать как диагностику в буквальном смысле. Это скорее информация для осмысления и корректировки своего взаимодействия с учеником
При этом стоит подумать не только о том, что может усилить и снизить мотивацию, но и какие дефициты желательно компенсировать.
Например, у испытателей важно развивать ответственность за свою жизнь, прививать уважение к правилам безопасности. А также — учить доводить дело до конца, так как у людей с мотивацией такого типа это не всегда получается (после того, как человек удостоверится в том, что «я это знаю, я это могу», ему становится не интересно)
У призеров следует развивать интерес к другим людям, эмпатию, самокритику. Если не уделять внимания этим вещам, есть риск, что призер превратится в заядлого карьериста, для которого важен успех любой ценой.
Подробнее существенные нюансы работы с учебной мотивацией специалисты центра «ТОЧКА ПСИ» обсуждают с педагогами на тематических семинарах «Как и зачем учатся разные люди? Особенности мотивации учащихся как ресурс повышения эффективности образовательной деятельности».
И последний момент, на котором хотелось бы сделать акцент. В работе с мотивацией следует учитывать, что ребенок развивается и со временем мотивация может меняться.
Возрастные особенности мотивация учения в школе (Е. П. Ильин)
Мотивация поступления в школу (посещения школы первоклассниками)
Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости, желание быть «как всё», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.
Мотивация учебной деятельности младших школьников
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя.
Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М. В. Матюхина). К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым».
Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.
Мотивация учебной деятельности школьников средних классов
Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многих подростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке.
У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих.
Мотивация учебной деятельности школьников старших классов
Мотивы учения у старшеклассников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л. И. Божович). Подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение является основным мотивом учения старшеклассников. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям.
Ключ
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке
Шкала | Пункты, номер |
Познавательнаяактивность | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивациядостижения | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, значит вес для подсчета: 1 2 3 4 (Т.е. цифра, выбранная ребенком, является баллом)
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, вес для подсчета: 4 3 2 1 (Т.е. выбранная ребенком цифра 1 означает 4 балла, цифра 2 – 3 балла и т.д.)
Такими «обратными» пунктами являются:по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;по шкале гнева подобных пунктов нет;по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле (уровень мотивации):
ПА + МД + (–Т) + (–Г), где
ПА — балл по шкале познавательной активности;МД — балл по шкале мотивации достижения;Т — балл по шкале тревожности;Г — балл по шкале гнева.Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;V уровень — резко отрицательное отношение к учению
Уровень | Суммарный балл |
I | 45 — 60 |
II | 29 — 44 |
III | 13 — 28 |
IV | (–2) — (+12) |
V | (–3) — (–60) |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя.
Почему у ребёнка нет мотивации к учёбе?
То, что у ребёнка отсутствует мотивация к учёбе, выражается в том, что дети намеренно или случайно забывают выучить заданные на дом уроки, содержат рабочее место в беспорядке, отвлекаются на занятиях, «считают ворон», общаются с соседями по классу, всячески демонстрируют скуку. Такие дети склонны обвинять педагогов в занижении оценок, но чаще всего их не интересуют результаты и успеваемость совсем не волнует.
Если у ребёнка нет мотивации к учёбе это может объясняться некоторыми факторами:
1. Ребёнка рано отдали в школу, он ещё не созрел психологически для занятий. Иногда родители могут ошибаться, думая, что их дети очень развиты и много знают, опережают сверстников. Но даже если это действительно так, и в семье растёт вундеркинд с высоким уровнем интеллекта, это не значит, что он уже готов, с точки зрения психологии
Маленьким детям трудно выдержать 45 минут, без активной подвижности, при этом удерживая своё внимание на словах учителя
2. Причина может быть в конфликтах с педагогом. Иногда, с точки зрения учителя, ничего подобного не происходит, и он даже может не подозревать о натянутых отношениях
Он может обратить внимание на понижение успеваемости, не осознавая, что назрел конфликт интересов
Причиной неприязни к учителю может быть неосторожное слово, несправедливое отношение, затаённая обида. Ребёнок может испытывать страх и подавленность
Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы
Ребёнок может испытывать страх и подавленность. Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы.
3. Конфликты с одноклассниками и другими учащимися. Если произошло событие, которое породило такую проблему, то решить её без последствий может быть затруднительно.
4. Особенности ребёнка. Физические дефекты, особенности развития и всё, что отличает его от сверстников, может стать причиной буллинга, травли
Ощущая негатив со стороны окружающих, ребёнок не хочет привлекать к себе внимание, становится замкнутым, поэтому он не испытывает желания лишний раз посещать школу
5. Мотивация ребёнка на учёбу в школе страдает и от нездоровой обстановки в семье. Скандалы между родственниками, ревность, моральное давление и завышенные требования к ребёнку уничтожают любую мотивацию.
Психолого — педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Границы младшего
школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, в
настоящее время установлены от 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее
возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в
школе приводит к радикальному изменению социальной ситуации развития ребенка.
Он становится «социальным» субъектом, у него появляются социально
значимые обязанности, выполнение которых получает социальную оценку. В младшем
школьном возрасте начинает формироваться новый тип отношений с окружающими
людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу
младшего школьного возраста все большее значение для ребенка приобретают сверстники,
возрастает роль детского коллектива.
Ведущим видом
деятельности младшего школьного возраста является обучение. Оно определяет
основные изменения, происходящие в психическом развитии детей на данном
возрастном этапе. В рамках учебной деятельности формируются психологические
новообразования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в развитии
младших школьников и являются базой, обеспечивающей развитие на следующем
возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в
первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с
тем, что у ребенка уже есть завоеванная социальная позиция, которой ему нечего
добиваться. Чтобы этого не произошло, учебной деятельности необходимо придать
новую личностно значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в
процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно
включается в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и
закрепляются его новые достижения.
По мнению Л.С. Выготского,
в начале школьного обучения мышление становится центром сознательной
деятельности ребенка. Развитие словесно-логического мышления, которое
происходит в процессе приобретения научных знаний, перестраивает все остальные
познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мышлением, а
восприятие — мышлением».
По данным О.Ю.
Ермолаева, в младшем школьном возрасте в развитии внимания происходят
существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно
резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость,
развиваются навыки переключения и распределения
К 9-10 годам дети становятся
способными достаточно долго удерживать внимание и выполнять произвольно
заданную программу действий
В младшем школьном
возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает
существенные изменения. Суть их в том, что память ребенка постепенно
приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и
опосредованной.
Младший школьный
возраст является сенситивным для формирования высших форм произвольной памяти,
поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической
деятельностью наиболее эффективна в этот период. В.Д. Шадриков и Л.В.
Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации
запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление
плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий,
мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала,
серийная ассоциативная организация, повторение.
Трудность выделения
главного, существенного ярко проявляется в одном из основных видов учебной
деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, изучавшая
особенности устного пересказа у младших школьников, отметила, что детям гораздо
труднее дать краткий пересказ, чем подробный. Рассказать кратко — это значит
выделить главное, отделить его от деталей, а это как раз то, что дети не умеют
делать.
Отмеченные особенности
мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной
части учащихся. Неумение преодолевать трудности в обучении иногда приводит к
отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать
различные неадекватные методы и способы выполнения учебных заданий, которые
психологи называют «обходными путями», в том числе заучивание
материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, слово в
слово, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Другим способом обхода
является выполнение нового задания так же, как они делали это раньше. Кроме
того, ученики с недостатками мыслительного процесса используют подсказки при
устном ответе, пытаются копировать у своих сверстников и т.д.
Как мотивировать ребенка учиться
Понимая, что школьнику становится неинтересно учиться, родители начинают предпринимать меры. Один подкупает сладостями, гаджетами, долгожданными покупками, второй наоборот – наказывает и запрещает гулять, пока не начнет хорошо учиться, а третий – никак не может найти действенное решение. Но что еще можно сделать, чтобы замотивировать ученика с удовольствием сидеть на уроках?
Если ученику интересен предмет, то и выполнять задания он будет с радостью. Но не всегда бывает так, что все понятно и легко дается. Стоит объяснить сыну или дочке, что сложные предметы тоже важны – они расширяют кругозор, дают много новых знаний, будут полезными в будущем. Многое зависит и от подачи материала. Никто не захочет учиться, если на уроках нужно 45 минут читать учебник. Более того – никто ничего и не поймет из нового материала. Поэтому учителям стоит пересмотреть способ подачи информации.
Например, детям помладше будет интересно проходить новую тему, если подать ее в форме игры, ребуса, ролевой сказки. Ученики средней школы с удовольствием просидят весь урок с большим любопытством, если предложить им провести опыты или эксперименты. А старшеклассникам никогда не повредит немного свободы – им будет и полезно, и интересно проявить себя творчески при выполнении задания.
Немало зависит и от учителей
Важно, чтобы педагог не просто «отрабатывал часы», а любил свой предмет. Когда учителю самому интересно, он сумеет найти нужный подход к ребятам, заинтересовать их и передать свою любовь к этой дисциплине
Важно, чтобы в школе, несмотря на загруженность классов, старались уделять время каждому школьнику. Ведь имеет значение не только что преподают, но и как это делают
Один ребенок воспринимает новое только на слух, второй – только зрительно. Конечно, повезло тем, кому просто выучить материал любым способом.
Список литературы
Аверин
В.А. Психология детей и подростков: Учебник. — 2-е изд. переработанное. — СПб.
Апиш Ф.Н.
Психолого — дидактические основы развития учебной мотивации — М,: МГУ, 2003
-180с.
Антонов
Г.П., Антонов И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы
психологии. — 1991. — № 4.
Амонашвили
Ш.А. Образование. Оценка. Марк. — М., 1980.,
Божович
Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — Москва: Педагогика, 1968.
Возрастная
и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. — М., 1994.
Выготский,
Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Выготский Л.С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития.
Гончарик
Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной
мотивации // Начальная школа. — 2004. — № 11.
Гугучкина
Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. // Учитель, 2001. №4.
Давыдов В.
В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Додонов
Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии -1994 — №4
— С.45
Дональдсон
М. Мыслительная деятельность детей. -M., 1985.
Коссов
Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методическая разработка. — М.,
1989.
Кулагина
И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное
пособие. М.: Издательство Российской академии образования, 1998.
Левитина
С.С
Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980.
Маркова
А.К. и др
Формирование учебной мотивации: книга для учителя. — Москва:
Просвещение, 1990.
Матюхина
М.В. Мотивация обучения младших школьников. — М., 1994.
Мир
детства: Младший школьник. — М., 1988.
Мыльников
Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование — 2002 — №9 — С123
-130
Осипова И.
Формирование учебной мотивации учащихся // Лучшие страницы педагогической
прессы — №1 — С76.
Особенности
психического развития детей 6 — 7 лет. — М., 1988.
Практическая
психология для учителей и родителей / Под ред. профессора М.К. Тутушкиной. —
СПб: издательство «Дидактика плюс», 2000.
Рабочая
тетрадь по возрастной и педагогической психологии. — М., 1998.
Прихожан
А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. — М., 1980.
Рабочая
книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др —
Под ред. — Под ред. И.И. Дубровиной. Москва: Просвещение, 1991.
Руководство
практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.
Дубровиной. — М., 1995.
Н.Ф.
Талызина, Педагогическая психология, М., -2001 28.
Эльконин
Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
Эльконин
Д.Б. Избранные психологические труды.
Якобсон
П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. —
Москва — Воронеж, 1998.
Заключение
Как правило, учебная
деятельность ребенка мотивируется не одним мотивом, а целой системой
разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в
определенных отношениях друг с другом.
Мотивационная сфера —
это ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию
школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо и отлично. Среди
многообразия социальных мотивов обучения, пожалуй, ведущими являются мотивы
«доставить радость родителям», «хочу больше знать»,
«на уроке интересно». Обладая знаниями, ученик получает высокие
отметки, которые, в свою очередь, являются источником других поощрений, залогом
его эмоционального благополучия, предметом гордости. Когда ребенок успешно
учится, его хвалят учитель и родители, его ставят в пример другим детям. Более
того, в классе, где мнение учителя является не просто решающим, а единственным
авторитетным мнением, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый
план. Хотя в какой-то степени абстрактное понятие «хорошая работа»
для ученика начальной школы или отдаленная перспектива получить образование в
университете не могут напрямую мотивировать его к учебе, тем не менее,
социальные мотивы важны для развития личности школьника, и у детей, хорошо
успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их
мотивационных схемах.
В данной работе мы
исследовали мотивы учения школьников 2 класса, особенности их динамики.
Выявлена смена доминирующих мотивов с внешних на внутренние. Это говорит о том,
что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.
Однако искусство
воспитания заключается в создании правильного сочетания «понятных» мотивов
и «реально действующих» мотивов, и в то же время в умении вовремя
придать большую ценность успешному результату деятельности, чтобы обеспечить
переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.