Как нельзя наказывать ребенка?

Не откладывать на потом и подбирать индивидуально

Дети очень непосредственны, быстро всё забывают. Не только обиды, но и свои плохие поступки. Именно потому наказание должно быть определено по возможности сразу после проступка — чтобы не нарушилась причинно-следственная связь. В раннем возрасте нет смысла наказывать провинившегося утром ребёнка лишением вечерних мультиков, потому что он уже забыл об этом. Я глубоко убеждён: чем меньше ребёнок, тем короче должен быть период между проступком и наказанием.

Мы уже определились с тем, что наказания поклонами или вычитыванием каких-то молитвенных правил недопустимы. Думаю, гораздо уместнее будут наказания, связанные с лишением каких-либо удовольствий: сладостей или развлечений типа мультиков, компьютерных игр, прогулки с друзьями и тому подобного. Кроме того, сам строгий разговор с родителем может быть не только вразумлением, но и собственно наказанием — рекомендую пользоваться этим средством.

Наказание, как правило, настолько индивидуально, что говорить «наказывайте вот так» будет совершенно неправильным. Чтобы оно было полезным и приемлемым для ребёнка, родителям надо проявить мудрость и творчество. Конечно же, слово «творчество» я употребляю в плане выбора правильного и грамотного наказания, а не степени его изощрённости. Порой родители бывают настолько изобретательны в придумывании наказаний, что становится не по себе.

Избежать большого числа наказаний поможет ряд правил, которые упорядочивают жизнь ребёнка и его поведение. Например: «У нас правило: мы встаём и чистим зубки, а потом заправляем кровать» — так мы наводим порядок в жизни ребёнка. «Тот, кто не чистит зубы, не получает завтрак» — а это уже правило воспитательное.

Воспитание ребенка без наказаний

Полностью избежать наказаний невозможно. Тем или иным методом, все родители наказывают своих детей. А не наказывают только те, кто абсолютно безразлично относиться к жизни малыша. Однако, в силах каждой семьи свести наказания к минимуму.

  • Проявить терпение и понимание. Ребенок — такая же личность, как и вы. В каждом его поступке заложен смысл. Постарайтесь понять мотивы поведения малыша. Тогда, подход к небу будет найти значительно проще
  • Соблюдайте собственные правила. Например, есть правило не смотреть телевизор до полного завершения уроков и домашних дел. Естественно, ребенок будет снова и снова спрашивать разрешения, чтобы вы ему уступили. И уступив однажды, можете забыть об этом правиле
  • Воспитательный процесс должен быть основан на личном примере. Например, сложно привить у ребенка любовь к чтению, если он не видит родителей с книгой в руках
  • Не давите на ребенка. Вместе составляйте правила поведения
  • Воспринимайте ребенка, как личность. Даже в маленьком возрасте ребенок имеет особенности характера и темперамента. Особенно это нужно учитывать при воспитании подростков. Не относитесь к ребенку, как к малышу
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение и соблюдение правил. Однако, всему должна быть мера. Ребенок не должен вести себя хорошо только ради поощрения
  • Разделяйте интересы малыша, проводите чаще время вместе. Если ребенок будет видеть, что нужен вам, он сам захочет идти на контакт

Физические наказания

Основные виды наказаний детей взрослыми

  1. Ограничение в правах (запреты). Как правило, применяется такое наказание ребенка в семье, и его, пожалуй, можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками. В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось. Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время. Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.
  2. Наделение дополнительными обязанностями. Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком. Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости.
  3. Моральные санкции (порицание, осуждение). Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи). Моральные санкции очень часто применяются как в семье, так и садике, школе. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося.
  4. Телесное наказание. Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры. Более того, в законодательстве (например, в Семейном Кодексе) большинства стран существует прямой запрет на физические наказания как в семье, так и в различных детских учреждениях. Тем не менее, даже такие педагоги, как Макаренко, Локк, и другие светила мировой науки допускали, хотя и в исключительных случаях, физическое наказание детей. Причем, речь здесь идти может не только о банальном битье, но и о более изощренных видах физического воздействия (применение дополнительных упражнений в качестве «штрафов» в спортивных клубах или лагерях не рассматриваются). Не противоречат этому и некоторые современные психологи.

Бить или не бить – вот в чем вопрос

Вопрос бить или не бить своих детей возникает у каждого из родителей. Реакция ребенка на простой шлепок сравнима с реакцией взрослого человека на применение к нему насилие. Чувство мести овладевает малышом, и он начинает искать способы отомстить за себя. Когда на свет появляется маленькое чудо, папа и мама окружают его заботой и любовью. Но, к сожалению, люди не совершенны, в порыве гнева или устав от бессилия в попытке урезонить маленького егозу, непроизвольно поднимается рука. Состояние аффекта объяснимо, но неприемлемо.

Взрослым следует работать над своим эмоциями, иначе может произойти физическое или моральное травмирование малыша.

Стыд, огорчение, укоры совести – расплата за необузданную ярость. Для успокоения можно просто посчитать до десяти или выйти ненадолго из комнаты, негромко хлопнув дверью. Если насилие все же произошло, следует обязательно попросить прощения у ребенка.

Оптимальный возраст для наказания

Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.

До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру

Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным

В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.

Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.

Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.

Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.

Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.

Нарушение трудовой дисциплины – определение и виды

Трудовая дисциплина – это обязательный для соблюдения всеми работниками предприятия (от руководства до рядовых сотрудников) комплекс правил поведения, принятых на предприятии (правила охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка, корпоративная этика и так далее). Важным нюансом является то, что работодатель не только обязан разработать и утвердить такие правила, но и обеспечить условия для их надлежащего исполнения – в противном случае неисполнение трудовых обязанностей и несоблюдение трудовой дисциплины происходит не по вине работника.

Для того чтобы применить к работнику меры взыскания за нарушение, необходимо определить, что является нарушением трудовой дисциплины. А для этого сначала необходимо четко понимать, что входит в понятие трудовой дисциплины.

Обязанности работника

По Трудовому кодексу Российской Федерации работник обязан:

  • выполнять установленные на предприятии нормы труда;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • соблюдать правила охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка, Положение о коммерческой тайне и требования других нормативных документов, принятых на предприятии;
  • бережно относиться к имуществу предприятия;
  • в случае возникновении ситуации угрозы здоровью людей или жизни, сохранности имущества предприятия, немедленно известить об этом непосредственного руководителя.

Нарушение любого из вышеперечисленных пунктов считается нарушением трудовой дисциплины.

Виды нарушений трудовой дисциплины

В зависимости от норм трудового процесса различают следующие три вида нарушений работником трудовой дисциплины:

  • технологическое (нарушение технологических норм);
  • нарушение субординации и координации в процессе управления трудом (нарушения управленческих норм);
  • нарушение режима рабочего времени и времени отдыха (нарушение режимных норм).

Таким образом выпуск бракованной продукции по вине какого-либо работника будет технологическим дисциплинарным проступком, а, например, прогул можно считать нарушением режимных норм.

В зависимости от вида нарушения проводится расследование причин происшествия и сбор необходимых документов.

Перечень нарушений трудовой дисциплины

Основными нарушениями трудовой дисциплины обычно считаются:

  • нарушение правил охраны труда, приведшее к аварии или несчастному случаю;
  • появление на рабочем месте в состоянии наркотического, алкогольного или иного токсического опьянения;
  • прогул;
  • регулярные опоздания к началу рабочего дня и после обеденного перерыва;
  • преждевременный уход с работы на обеденный перерыв и в конце смены;
  • хищение рабочего имущества, растрата, порча оборудования и иного имущества предприятия;
  • выполнение своих рабочих обязанностей не в полном объеме, не в соответствии с установленными критериями качества (ненадлежащее исполнение своих обязанностей);
  • разглашение коммерческой тайны предприятия;
  • отказ проходить обучение или медицинское обследование, если это необходимо для качественного и квалифицированного выполнения рабочих обязанностей;
  • аморальный поступок;
  • прямое игнорирование приказов руководителя;
  • нарушение субординации;
  • умышленное невыполнение требований инструкций и распоряжений;
  • участие в мероприятиях, подрывающих авторитет руководителя.

Несколько прогулов подряд, появление на рабочем месте в нетрезвом виде, хищения, подделка документов, а также аморальный поступок рассматриваются как грубое нарушение трудовой дисциплины.

Стоит также помнить, что ненадлежащее исполнение обязанностей может быть таковым:

  • по месту исполнения;
  • по сроку и времени исполнения;
  • по объему исполнения;
  • по форме исполнения;
  • по способу исполнения;
  • по субъекту исполнения.

Акты нарушения трудовой дисциплины называются дисциплинарными проступками.

Необходимо добавить, что следует различать материальную ответственность работников и дисциплинарные проступки, поскольку материальная ответственность может наступить или продлиться и после завершения трудовых отношений, если материальный ущерб предприятию был нанесен, пока работник числился сотрудником предприятия.

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства

Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание

10 советов как правильно наказывать ребенка

1. Уважение к ребенку. Между ребенком и родителями тесная связь. И чем крепче и доверительные эти отношения, тем легче взаимодействовать с ребенком

Важно дать понять ребенку, что, наказывая его, родители не подчиняют, угнетают и унижают, а помогают и защищают. Поэтому наказывая малыша, необходимо уважать его как личность

2. Пояснить проступок. Когда наказываешь ребенка, мало просто сказать: «Иди в свою комнату». И какой урок тогда ваш ребенок из этого вынесет? Только недоумение и несправедливость вашего наказания. Постарайтесь дать понять что именно ребенок сделал не так, почему вы так сердитесь, и объясните какие могут быть последствия у этого проступка. То есть не то что в последствии содеянного вы его лишите сладкого, или накажите ремнем. А именно что случится из-за неправильного поведения малыша.

Например, «Ты разбросал все игрушки и не хотел убирать. Я убрала вместо тебя. Но теперь я устала из-за этого. И мы не сможем поэтому пойти гулять на улицу.». Таким образом вы помогаете ребенку понять, как устроена наша жизнь: обидел кого-то – с тобой больше не будут играть, не сделал домашнее задание — делаешь его перед сном вместо мультфильмов. В таком случае ребенок прочувствует собственное сожаление о случившемся, поймет, как было бы лучше не сделай он этого. И в дальнейшем это поможет ребенку продумывать, обдумывать свои действия, заранее предполагая их результат.

3. Любить ребенка. Даже в момент наказания, ребенок должен быть твердо уверен в вашей любви к нему независимо от тяжести его проступка. Не переходите на личности, а делайте акцент именно на действии, на самом поступке. Ну, например, ребенок бегал по квартире и перевернул вазу. Не стоит говорить ему, что он неловкий и неуклюжий. А вот сказать, что по квартире не нужно так бегать, и дать в руки веник и совок будет правильным действием с вашей стороны.

4. Оставаться взрослым спокойным родителем. Если вы раздражены, в отчаянии, или прям в бешенстве от истерики и поведения ребенка, вам срочно нужно остыть. Не нужно наказывать ребенка в таком состоянии. Вероятнее всего вы переборщите и с действиями, и со словами. А потом будете только сожалеть и в качестве извинения поощрите ребенка. И в итого мы получаем «кнут и пряник». А нам этого совсем не нужно. Сделайте глубокий вдох, вспомните, сколько вам лет, и что вы взрослый и рассудительный человек.

5. Последовательность. Если вы сегодня не разрешаете смотреть два часа мультики, то и завтра стоит придерживаться этого запрета. В семье оба родителя должны придерживаться одних и тех же правил воспитания. Если ребенок заранее в курсе о запретах, знает о последствиях, о наказании, два раза подумает, а стоит ли оно того. Если у вас ну уж очень хорошее настроение, и вы решили в качестве исключения, вот только сегодня, что-то позволить, не удивляйтесь, если завтра вы получите истерику вашего ребенка с требованием разрешить это снова. Поэтому именно последовательность и постоянство – залог успешного воспитания.

6. Временное наказание. Когда вы наказываете ребенка, не нужно говорить: «никогда и ни за что я не куплю тебе то-то». Скорее всего пройдет время, ваша ссора забудется, и вы купите ребенку и то, и это. А вот доверие к вашим словам у ребенка может пропасть. Лучшим вариантом будет сказать: «теперь три дня без конфет» или «неделю без мультиков».

7. В соответствии с возрастом ребенка. Как наказывать ребенка в 2 года? Наказывать ли ребенка в год? А что делать со школьником? Вряд ли стоит вдаваться в долгие пояснения почему и за что вы наказываете ребенку, если ему год или два. Или, например, насколько действенным будет наказание запретить сладкое школьнику?

8. Справедливость. Все должно быть по справедливости. Когда ребенок не чувствует, что его несправедливо ограничивают или наказывают ни за что, ему лучше воспринять и понять само наказание. Если вы заранее, еще до проступка ребенка, обещали ему поход в аквапарк, не стоит подрывать его доверие к вам, и после проступка отменять аквапарк.

9. Не запугивать. Никогда не запугивайте своих детей. Это научит их лишь врать и изворачиваться в ситуации. Это будет большой вашей ошибкой в воспитании ребенка.

10. Это ребенок. Всегда помнить, что это всего лишь ребенок. И понимания у него столько, сколько ему лет. Он не размышляет как мы, взрослые. А не требуете ли вы от своего ребенку слишком многого?

Наказывать детей нельзя!

Многие современные психологи утверждают, что наказывать детей за непослушание нельзя, мол, этим можно «сломать» психику ребенка и что послушания от детей следует добиваться исключительно любовью и поучительной беседой. По их мнению, чрезмерная воспитательная активность со стороны взрослых приводит к тому, что со временем ребенок становится:

  • замкнутым;
  • неуверенным в себе;
  • пассивным;
  • недоверчивым;
  • мстительным;
  • агрессивным;
  • озлобленным и т. д.

Особенно вредны для детской психики «несправедливые» наказания, когда ребенок в силу возраста или знаний не мог поступить иначе или когда родители, не разобравшись в ситуации, наказали пострадавшую сторону. Не менее опасны «непоследовательные» наказания, когда вот сегодня можно, а завтра то же самое уже нельзя. Результат применения подобных наказаний — потеря родителями детского доверия, восстановить которое очень сложно, а подчас и невозможно.

К сожалению, родители нередко путают воспитание детей без наказаний, с воспитанием без ограничений и запретов.

То есть, боясь навредить нежной детской психике, родители позволяют малышу буквально все и стараются немедленно удовлетворить его малейшие требования. Замечу, что о нежной психике родителей, да и других окружающих людей, случайно оказавшихся рядом с разбушевавшимся ребенком, речи не идет. Ребенок же, почувствовав свою безнаказанность, нередко становиться просто неуправляемым.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

В чем разница между наказанием и истязанием? Как побороть детское непослушание?

Когда же наказание перестает быть благодатным учителем и становится истязанием?

В «Толковом словаре» В.Даля есть ряд определений понятия «истязать». Наиболее характерные значения: томить, вымучивать, вынуждать, вымогать. Как часто «педагогические» воздействия родителей подходят под эти понятия! Истязание — это отказ от поиска путей взаимопонимания, это чаще всего накатанный штамп слов и действий. И, конечно, потеря всякого разумения, что перед родителями не состоявшийся заматерелый преступник, а ребенок.

Часто мы, родители, даже не подозреваем, что наше воспитание — это истязание! Есть много «благовидных» форм этого воздействия. Например, наши человеческие амбиции, где мы вымучиваем наших детей сделать или добиться того, что подчас выше их возможностей, например, требуем быть первым.

Воспитание переходит в истязание, когда мы, родители, перестаем понимать и принимать немощи нашего ребенка — стыдимся его. Наша тщеславная самость затмевает разум нашего родительского сердца. Как легко в присутствии третьих лиц мы небрежно даем оценку нашему ребенку: «Он безрукий, у него все вываливается из рук»!

Длинные нотации и обличения — это тоже своего рода истязания. Результат этих «вразумлений» — образование душевной дебелости: не усвоение поучительных уроков, а отторжение таковых. Формируется лицемерие, двоедушие, пренебрежение к словам. «Опять одно и то же!» — вот, что выносит ребенок от такой беседы с родителями.

Гнев, раздражение, усталость — весь арсенал физических и душевных недомоганий, который родители обрушивают на ребенка в виде злых одергиваний, криков — это тоже истязание, результатом которого становится страх, переходящий у детей в невротические состояния, логоневрозы, гиперкинезии, энурезы.

Телесные истязания — это ненависть и ослепление, где нет родительского начала. Родители обрушивают на ребенка поток безумия, где нет ни одной мысли, никакого человеческого чувства, а только ярость. А между «бить» и «убить» — только одна буква!

За что можно наказывать ребенка?

Каждая семья — целый микромир. Правила в ней устанавливаются старшими и зависят от моральных установок последних. Кто-то сурово наказывает за малейшей проступок, кто-то позволяет садиться неразумному отпрыску на голову.

В стане педагогов и психологов тоже нет единого мнения. Многие говорят о недопустимости любых форм насилия, душевных травмах ребенка после наказания. Другие, приверженцы традиционных взглядов, противоречат им. Звучит высокопарно, но правила наказания записаны в сердце каждого любящего родителя. Только они знают, что лучше для их чада.

Advertisement

Есть разные цели наказания:

  • Изменить поведение ребенка;
  • Укрепить авторитет родителя и заставить подчиняться;
  • Уберечь от опасности.

Детям нужно дать понять, что некоторые их поступки неприятны близким. Им предстоит жить в социуме и уметь адаптироваться к нему. Полное отсутствие запретов вызывает внутренний дискомфорт и чувство потерянности. Дети должны знать, что нарушение границ дозволенного имеет свои негативные последствия.

Родители — главные учителя малыша. Как они могут чему-нибудь научить, если их авторитет ставится ребенком под сомнение? Подчиняться взрослым для малыша во многих ситуациях — залог выживания. Конечно, авторитетный стиль воспитания отличается от диктаторского. При последнем ребенок растёт безвольным человеком и часто оказывается под влиянием разных негодяев.

Слово «наказание» буквально значит давать наказ, предписание. Поэтому действовать нужно в интересах малыша. Если после экзекуции мама чувствует себя виноватой, возможно, она не права. Наказывать надо не только в моменты непослушания. Бывает, что любимое чадо причиняет боль другим. Такие вещи нельзя оставлять без внимания.

Не в аффекте, а в любви

Наказывать, как и ругать, прояснять отношения и прочее крайне желательно в спокойном мирном состоянии, а еще лучше – с искренним чувством любви в данный момент. Полезно не забывать про формулу Карла Роджерса: «я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает».

Принципиально важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят всегда, любого, но это не означает, что все, что он делает, хорошо. Травматичным для ребенка оказывается посыл «я тебя такого не люблю» – станешь другим, исправишься, тогда посмотрим (посыл условной, а не безусловной любви)

Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение, отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по которым ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим. Последствия условной любви в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это тоже отдельная серьезная тема.

Если вы пришли домой с работы уставшие и голодные, увидели, что ваше чадо натворило нечто ужасное, и обнаружили себя уже с трясущимися руками от злости и слезами от бессилия – не говорите и не делайте в этот момент ничего! Во всяком случае, постарайтесь этому учиться. Это может оказаться непросто, не стоит смущаться, опускать руки, если не получается – важен вектор и постепенность.

Итак, сначала придите в себя и только после этого занимайтесь воспитанием. Наказания в аффекте или от собственного бессилия – не лучшая форма педагогики.

Способы конструктивного наказания

Порой детские проступки способны довести взрослых до белого каления. В этот момент отчаявшимся папам и мамам кажется, что единственная возможность унять малыша – задать ему хорошую порку. Предлагаем вам не менее эффективные, но более конструктивные и лояльные методы наказания.

1. Лишение удовольствия

Родители могут отказать детям в определенной привилегии: просмотр мультфильмов, компьютерные или видеоигры, встреча с друзьями. Нельзя лишать ребенка основных потребностей – сна, еды или общения с близкими.

2. «Исправительная работа»

Если малыш после предупреждения продолжает рисовать фломастером на столе, потребуйте отмыть свои художества. Только не наказывайте трудом, так как домашние поручения должны восприниматься как благо, а не трудовая повинность.

3. Перерыв

Предложите ребенку уединиться в комнате или посидеть на кресле несколько минут. Он должен подумать над своим поведением, поэтому подберите такое место, где нет игрушек и увлекательных гаджетов.

4. Игнорирование

Если ваше чадо закатило истерику, вам следует выйти из комнаты и подождать, пока малыш успокоится. Тем самым вы покажете, что такой поступок вам не нравится. Только помните, что лишение на долгое время своей любви – настоящая пытка для детей.

5. Извинение

Учите ребенка просить прощение и исправлять нанесенный вред. Это даже не наказание, а воспитание ответственности. Если кроха сломал замок из песка у сверстника, заставьте принести извинение и помочь построить такую же песочную башенку.

6. Личный опыт

Позвольте детям на собственном опыте убедиться, справедливы ли ваши запреты и требования. Отбирал игрушки у приятелей – детки не хотят играть, не сделал домашнее задание – в результате получай плохую отметку.

7. «Временный арест»

Этот метод действенен с подростками, так как для них особенно важны взаимоотношения с ровесниками. Именно по этой причине не стоит применять его постоянно. Если поведение ребенка вас категорически не устраивает, не пускайте его на вечеринку или день рождения приятеля.

Безусловно, у всех перечисленных способов наказания детей за непослушание и плохое поведение есть свои минусы и плюсы.

Поэтому вам стоит запастись терпением и найти свою собственную эффективную меру дисциплинарного воздействия.

Помните, только вам решать, как наказывать ребенка и следует ли вообще это делать. Возможно, будет достаточно объяснить малышу без шлепков и криков, почему его поступок вы считаете неправильным. Если он вас поймет, то вопрос о наказаниях попросту исчезнет.

Почему наказания ребенка не помогают?

Наказание очень часто назначается «в сердцах», когда взрослый выходит из себя и неожиданно решает наказать ребёнка – что-то у него забрать, что-то запретить, поставить в угол, шлёпнуть и т.д.

В таких случаях ребёнок заранее не предупреждён о последствиях, у него не было выбора повести себя так или иначе, наказание в буквальном смысле «сваливается ему на голову». У ребёнка в такой ситуации нет возможности что-либо исправить, как-то изменить ситуацию – уже поздно. Здесь нет никакого обучения на будущее, есть только карательная составляющая, часто пугающая ребёнка своей неожиданностью.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей

Результатом этого противоречия и является наказание.
Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий

Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель

Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: