Положительные стороны детского сада
Человек не может существовать вне общества, поэтому формировать навыки доброго соседства со сверстниками нужно с малых лет, чтобы мальчик или девочка без проблем находили компромисс, учились действовать в команде, отвечать за свои поступки без скидки на возраст и привилегированное положение в семье. Именно эти задачи, наряду с планомерным развитием, считаются в дошкольном учреждении основными, независимо от его формы собственности.
Правила и границы
Обсуждая с близкими, с какого возраста отдавать ребенка в садик, необходимо учесть, что там есть свои нормы поведения для воспитанников. Для тех, у кого сформировалась привычка добиваться своего криком и истериками, адаптация будет проходить сложно. Стоит заранее познакомить малыша с тем, что не все будет по его желанию, нужно ориентироваться и на других
Также важно рассказать, что в саду существует распорядок дня и алгоритм проведения занятий, на которых требуется выполнять просьбы воспитателя
Чувство коллективизма
Очень полезный навык, позволяющий в дальнейшем спокойно войти в любой круг, не испытывая сильного стресса от перемены условий. Малыши постепенно осваивают искусство договариваться, сообща играть, уступать другому
Родителям стоит обратить внимание на то, чтобы стремление «быть со всеми» не переросло в зависимость от чужого мнения. И это уже задача семьи – научить, не нарушая общего порядка и не в ущерб другим, отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы
Двигательная активность
Современный ребенок гораздо раньше начинает разбираться в гаджетах, игнорируя необходимость прогулок и общения. Есть четкий распорядок дня и в нем немалое место уделено спортивным играм, музыкально-ритмическим развлечениям, оздоровительным мероприятиям. Гиподинамия не грозит. Тем, у кого энергия бьет ключом, можно выбрать спортивный или танцевальный кружок. Они работают в большинстве детских садов любого типа.
Режим дня
Можно утверждать, что он не нужен и считать его ограничением свободы. Но четкий распорядок необходим малышам и детям постарше для поддержания здоровья, поскольку периоды активности чередуются с отдыхом и спокойными играми. Пища принимается по времени, прогулки и занятия распределены с учетом возрастных особенностей. Ежедневное следование расписанию поддерживает физиологическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка в норме, особенно если он гиперактивный и постоянно возбужден. Постепенно его напряжение снимается, а поведение стабилизируется.
Подготовка к школе
Преемственность в обучении необходима для спокойного перехода к следующему этапу развития. Обеспечить в семье следование этому принципу сложно. В детском саду оно заложено в основу. Именно поэтому малыши, переходя из одной группы в другую, осваивают все более сложные навыки, опираясь на опыт, полученный раньше.
Они расширяют кругозор, учатся общаться на различные темы, осваивать новые умения. Работа ведется на основании утвержденной образовательной программы.
Порядок и манеры
Воспитанный человек приветствует гостей, благодарит за помощь, использует весь арсенал вежливых слов, умеет вести себя за столом и убирать свои вещи на место. Этому воспитатели учат с первых дней, и ребенок будет себя чувствовать уверенно в любом обществе.
2 Возраст и пол специалиста
Критерий, важность которого определяется индивидуально каждым клиентом. Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт с родителями, а молодые идентифицируются с детьми и подростками
Однако обобщать было бы неправильно
Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт с родителями, а молодые идентифицируются с детьми и подростками. Однако обобщать было бы неправильно.
Часто сами клиенты наделяют психолога определенными функциями. Одним кажется, что их ребенок нуждается в более старшем и опытном специалисте, на него проще положиться саму родителю. Некоторые могут довериться молодому специалисту, а со взрослым испытывать дискомфорт. Поэтому здесь рекомендую прислушаться к своим чувствам: с каким специалистом вам будет комфортнее — с молодым или более старшего возраста?
Сюда же относится и половой критерий
Кому-то важно работать с мужчиной, кому-то — с женщиной. Выбор детского психолога должен зависеть от комфорта, доверия, атмосферы — вот основные критерии, которые помогают успешной работе
В психологии результат на 50% зависит от специалиста, остальные 50% — это мотивация обратившегося, его желание работать. Поэтому в психологии без доверия никак, ведь доверительные отношения создают почву для роста мотивации, а значит более качественной работы.
3 Образование, методы работы, членство в ассоциациях психологов
В этом пункте рассмотрим основные требования к практикующему детскому психологу.
Первое — это высшее психологическое образование или диплом о профессиональной переподготовке.
Крайне желательно, чтобы у специалиста было дополнительное обучение в рамках определенного направления психологии. После получения диплома, специалист выбирает направление, метод, которым он будет пользоваться в своей работе. В рамках этого метода и проходит дополнительное обучение. Существуют разнообразные направления психологии: арт-терапия, психоаналитическая психотерапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия.
Хорошо, если вы заранее узнаете побольше о направлении, методе, в котором работает выбранный специалист.
Нельзя назвать какой-то метод хорошим, а какой-то плохим. Каждый имеет свои особенности, свои плюсы. Многое зависит от вашего запроса, вашего мышления, от того, что вам ближе. Какой-то метод может не сработать с вашим ребенком, но это не значит, что он плохой. Это значит, что нужно попробовать что-то другое, что именно вашему ребенку он не подходит, хотя другому может подойти идеально.
Хорошо, если специалист регулярно повышает квалификацию, посещает семинары и конференции
Это повышает профессиональный уровень специалиста, развивает его мышление, профессиональную интуицию, что очень важно при работе с психикой
Важно, чтобы психолог принадлежал к профессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности и этики, отвечают за уровень образования специалиста
У психолога должен быть супервизор и опыт личной психотерапии.
На супервизиях можно попросить помощи у более опытного коллеги, часто это определенный, закрепленный специалист, обладающий соответствующей компетенцией, с которым можно обсудить сложные моменты работы. Это является профилактикой профессионального выгорания и гарантом повышения качества оказываемых услуг. Естественно, гарантируется конфиденциальность.
Личная психотерапия — немаловажное условие работы для психолога. Это то пространство, где психолог может отработать сложные моменты своей жизненной истории, проработать свои «больные места»
Ведь какая будет работа, если в ответ на агрессию ребенка, психолог разозлится сам и начнет на него кричать. Или слушая рассказ подростка про несчастную любовь, начнет плакать вместе с ним. При работе с клиентами очень легко уйти в собственные воспоминания, чувства клиента могут также оживить и вызвать собственные. Все это сводит эффективность работы к нулю. Кроме того, через личную психотерапию психолог «пробует на себе» метод, которым он работает с людьми. Многих вещей не объяснишь, не выучишь по книжкам. Их можно только понять, прочувствовать в личном опыте.
Со скольких лет детей берут в садик?
Нормы о приеме детей в ДОУ и работе дошкольных организаций рассматривается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По закону ребенку место в саду должны предоставить бесплатно. В приоритете при зачислении в ДОУ находятся дети, зарегистрированные рядом с садом, но отсутствие местной прописки не может стать препятствием для зачисления малыша в сад (статья №8 ФЗ-273, от 26.12.2012).
По закону маме можно отдавать малыша в садик с любого возраста – например, в ясли хоть с шести месяцев ребенка – закон этого не запрещает. Но в основном в ясельную группу принимают малышей, которые уже хорошо ходят самостоятельно, без поддержки – то есть примерно с 11-12 месяцев. Основной же возраст малышей ясельных групп – 1.5 – 2.5 года.
Справка. Единственным препятствием может стать очередь – то есть отсутствие мест в ясельной группе или группе для малышей с трех лет. В этом случае можно попробовать устроить ребенка в другой садик.
Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?
Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.
В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.
Есть ли “последствия непосещения”?
Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два:
- если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
- не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.
Так ли это?
Общение со сверстниками
Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.
Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ
Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.
Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.
Возможные опасности
Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.
Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь. Для детей слишком занятых работой родителей воспитатель и сверстники становятся ближе, чем родные. Какие проблемы это может принести?
- Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться “плохому” от приятелей он сможет за несколько дней.
- Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
- Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может “цеплять” вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.
Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.
Как развиваются детки до 3х лет?
По мнению специалистов, ответ на вопрос, когда лучше отдавать ребенка в детский сад, во многом зависит от возраста малыша. До 3х лет у крохи особенно тесная связь с мамой, поэтому адаптация к детскому саду займет много времени и сил. Детки в это время очень неохотно «отрываются» от родных стен и привычного окружения. Природа таким образом позаботилась о безопасности маленьких деток.
Привязанность малыша к маме и любовь, которую она дает чаду, во многом формируют характер карапуза. Так кроха учится доверять миру, осознавать себя как хорошего человека, проявлять инициативу. Когда ребенок в безопасности, то есть мама рядом, он хочет познавать мир, ему все интересно.
Когда лучше отдать ребенка в детский сад
Одни родители с радостью приветствуют вхождение отпрыска в общество, а вторые вообще сомневаются в пользе групп раннего развития, яслей и остальных заведений, где придется оставить малыша на несколько часов или полный день. С другой стороны, не все избалованы бабушками, горящими желанием посвятить себя внукам, а необходимость зарабатывать и обеспечивать семью остается. Дилемма решается по-разному.
Особенность вхождения в коллектив заключается в слишком резкой смене графика и круга общения. Хорошо, если мама или папа смогут не работать или взять отпуск на 1-2 месяца, чтобы проводить с малышом больше времени и соблюдать принцип постепенности, когда ребенка сначала оставляют в группе на 1 час. Потом на 2 и так доводят до полного дня. В этот момент могут участиться простуды и не все они будут вызваны инфекцией или вирусом. Возможны и психосоматические причины.
В каком возрасте детей берут в детский сад
Оптимальным считается промежуток от 1,5 до 3 лет. Раньше у многих еще не сформировался комплекс навыков простейшего самообслуживания. Позже уже появляется привычка быть в центре внимания семьи, что затрудняет адаптацию.
Важно смотреть также на психологическую готовность. Она наступает у малышей в разные периоды
Есть те, кому уже в 1,3 тесно в домашних условиях и в отдельных случаях рассматривается даже такой вариант. Если начался кризис трехлетки, то разумнее переждать полгода, пока не вернется способность договариваться и уступать, а затем планировать дату, когда идти в садик в первый раз.
Если позволяют обстоятельства, то лучше начинать посещение с последнего месяца лета и плавно входить в осеннее межсезонье. Так болезней будет меньше, а положительных эмоций от нового места и компании сверстников – больше.
Первые дни в саду
Адаптация к садику должна быть постепенной. Сначала приходите туда на пару часов, давая возможность малышу поиграть с другими детьми, и сами посидите, понаблюдайте за своим ребенком. Когда ребенок привыкнет к новому коллективу, на некоторое время оставьте его в садике, но обязательно предупредите его о том, что собираетесь уйти, и сообщите время, когда собираетесь вернуться. Так как в этом возрасте понятие «два часа» для ребенка еще ничего не значит, скажите, например, что заберете его после обеда, и обязательно выполните обещание.
Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от характера ребенка. Если малыш замкнутый и слишком привязан к вам, то — выходом из положения могут стать центры, специально созданные как промежуточное звено между домашним воспитанием и садиком. Надеемся, что вам повезет с садиком, и ваш ребенок будет посещать его с удовольствием!
Когда лучше отдавать ребенка в ДОУ?
Большинство детских психологов и специалистов по работе с малышами до 7 лет уверены, что детский сад детям нужен не меньше, чем школа (зачем ходить ребенку в детсад и какие плюсы мы от этого будем иметь?).
Однозначного же ответа на вопрос – когда отдавать конкретного малыша в садик – не существует.
Это зависит от характера и темперамента карапуза, и того, насколько сильно он психологически привязан к матери.
Многие малыши уже в полтора – два года с легкостью вливаются в детский коллектив, уже после двух дней пребывания в яслях перестают плакать при расставании с мамой и требуют, чтобы их отвели в сад в субботу.
Другие же и в три года каждое утро с истериками идут в группу, не могут оторваться от мамы и плохо едят в садике, не играют со сверстниками и привыкают к воспитателю месяцами.
Внимательно понаблюдав за малышом, можно понять, готов ли он к саду. Можно отдавать ребенка в сад, если он:
- легко контактирует со сверстниками на детской площадке, с радостью включается в совместные игры;
- не боится взрослых, готов оставаться с бабушкой/соседкой/дядей на несколько часов без истерик;
- сам кушает, одевается;
- спокойно играет один до 30-40 минут подряд;
- придерживается режима дня – спит днем в конкретное время, кушает по графику.
Внимание! Большинство психологов сходятся во мнении, что лучший возраст для перехода малыша с домашнего воспитания – три года или чуть позже.
Все это говорит о том, что малыш готов к саду и легко переживет адаптацию.
- Первые, самые острые возрастные кризисы двух и трех лет прошли, психика малыша стабильна, он способен к диалогу и прислушивается к мнению взрослого.
- Как правило, ребенок уже адекватно воспринимает запреты, выполняет просьбы взрослого.
- Речь малыша развита достаточно, чтобы и он понимал окружающих, и они понимали его.
- В три года практически все дети с радостью общаются со сверстниками.
- У малыша развиты навыки самообслуживания.
Не нужно переживать о том, что у малыша не до конца развиты физиологические навыки – то есть время от времени он еще нуждается в памперсе. В саду дети быстро привыкают к горшку и в три с половиной года уже просыпаются, чтобы сходить в туалет – и днем, и ночью.
Вы уже знаете, что вам потребуется к садику. Если нет, внимательно прочитайте материал о подготовке.
От полутора до двух лет
Дошкольные учреждения принимают детей в большинстве своем с 1,5 лет, однако существуют и такие (в основном частные), которые готовы взять чуть ли не с рождения. К ясельным группам предъявляют повышенные требования
Например, меньшее, по сравнению с другими возрастными группами, количество детей позволяет воспитателям уделить внимание каждому
И все же психологи сходятся во мнении, что таких малышей отдавать в садик рано. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида. Такой период длится до 2,5-3 лет.
Некоторые родители стремятся раньше отвести ребенка в садик, обосновывая это тем, что там, общаясь со сверстниками, он развивается быстрее. Действительно, программа дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннее развитие, но не следует забывать и то, что до 2,5 лет малыши не стремятся к коллективным играм. Как выражаются педагоги и психологи, они играют не вместе, а рядом.
Источником общения, которого полуторагодовалому ребенку более чем достаточно, выступают его родные. Именно от них он получает сведения и приобретает навыки, необходимые для его возраста. Поэтому, если есть возможность, лучше не отдавать ребенка в садик слишком рано.
Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?
Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?
К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.
Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.
В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:
- регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
- обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.
Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад
Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps. Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления
Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.
Не забывайте про кружки или спортивные секции. Они нужны не только для физического развития ребенка, но и для осознания авторитета взрослых людей, обучения дисциплине и следованию правил.
Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.
В реальности
Взвешивая все «за» и «против» не стоит забывать, что самой важной и существенной причиной, почему ребенка отдают в сад с 1,5 лет – невозможность мамы или папы сидеть с ребенком дома. Существует множество причин возникновения такой ситуации, но если выхода нет – стоит придерживаться некоторых правил:. 1
1
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Сначала сходите вместе в гости, поиграйте в игрушки, познакомьтесь с преподавателем, свыкнитесь с обстановкой
2. Тщательно выбирайте детский сад. Выясните всё до мельчайших подробностей: где и как дети едят, играют, гуляют, отдыхают и т.п.
3. В ваше свободное время старайтесь побольше уделять времени ребёнку, не «скидывайте» малыша на мультфильмы – ничто не заменит ребенку общения с родителями.
В каком возрасте отдают ребёнка в садик?
Стремление рано отдать ребенка в садик обычно обусловлено:
- финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
- желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.
Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?
- Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью. Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар “Здоровый ребенок-практикум для мамы”, чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. Смотрите описание курса здесь >>> );
- Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок, кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
- Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.
Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.
Возрастные особенности детей
Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.
- У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
- Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
- В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
- В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
- В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей?>>>);
Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
- К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.
Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.
???? Нормы СанПиНа
На основании детский сад без предоставления справки от врача можно пропускать не более 5 дней. Этот период не включает выходные и праздничные дни. То есть, например, после продолжительных новогодних каникул ребенок может прийти в сад без справки. В совокупности ребенку разрешено не посещать сад 9 дней – 5 рабочих и 4 выходных.
Однако если ребенок заболел, то справка от врача потребуется независимо от количества дней болезни. Даже если ребенок выздоровел за три дня, от него потребуют справку от врача, что он здоров и может посещать детский сад.
Если ребенок отсутствовал в детском саду более 5 рабочих дней, то его могут принять в образовательное учреждение только со справкой с указанием диагноза или продолжительности болезни или об отсутствии таковых, а также справкой, свидетельствующей об отсутствии контакта с инфекционными больными. В период пандемии коронавируса в ряде регионов в справке должно быть указание на отсутствие контакта с коронавирусными больными.
Многие детские сады ориентируются на п. 12.3 ранее действующего СанПиНа (он утратил силу в 2013 году), по которому разрешалось «прогуливать» без справки не более 3 дней. Помня действующие нормативы, воспитатели некорректно трактуют правовые нормы и разрешают пропускать не более 3 рабочих дней и 2 – выходных.
2 – 2,5 года
Двухлетний ребенок уже обладает большей психологической устойчивостью, интересуется общением с другими детьми и меньше страдает от расставания с мамой и папой. К тому же, у многих детей в этом возрасте лучше развита речь и навыки самообслуживания
Двухлетка легче приспосабливается к распорядку дня и дольше может сосредоточивать свое внимание на играх или занятиях
В 2,5 года постепенно начинается процесс сепарации и усиливается тяга к самостоятельности, но при этом может возникать конфликт из-за необходимости подчиняться воспитателям – чужим, по сути, людям. Родителям нужно проговорить с ребенком все сложные моменты, при расставании обязательно рассказывать о своих планах, договариваться о времени, когда малыша заберут домой.
1,5 – 2 года
В большинстве своем в ясельную группу детского сада принимаются малыши с полутора лет, в отдельных ситуациях эта цифра может быть меньше. Однако большинство психологов сходится в том, что без крайней необходимости не стоит так рано отрывать ребенка от матери и оставлять надолго в садике. В полтора-два года центром мира малыша является мама и то, что с ней связано, а общение с чужими людьми, даже детьми того же возраста, занимает кроху гораздо меньше.
При этом у раннего знакомства ребенка с детским садом есть и преимущества. В яслях полуторагодовалый малыш быстрее осваивает речь, отказ от соски и подгузников может случиться быстрее, чем дома. Ребенок привыкает к дисциплине и организованности.
Большая часть проблем в этом возрасте возникает из-за того, что далеко не все дети готовы так рано расставаться с мамой на долгое время, поэтому лучше не форсировать события и внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Если малыш не может привыкнуть находиться среди чужих людей, тоскует по маме, постоянно находится в состоянии стресса, стоит сделать паузу, забрать его из садика и подождать подходящего момента.
Дети от 3 до 4 лет
По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:
- Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
- Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
- Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
- В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
- Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
- Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.
Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.
На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время
Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки
Источники
- Grigorova E., Ristovska G., Jordanova NP. Prevalence of Phonological Articulation Disorders in Preschool Children in the City of Skopje. // Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki) — 2020 — Vol41 — N3 — p.31-37; PMID:33500374
- Lee SH. Kindergarten Teachers’ Perspectives on Young Children’s Bullying Roles in Relation to Dominance and Peer Relationships: A Short-Term Longitudinal Approach in South Korea. // Int J Environ Res Public Health — 2020 — Vol17 — N5 — p.; PMID:32155872
- Beal CC., Flanders SA., Bader SG. Can Children Reduce Delayed Hospital Arrival for Ischemic Stroke?: A Systematic Review of School-Based Stroke Education. // J Neurosci Nurs — 2016 — Vol48 — N3 — p.E2-E13; PMID:27045288
- Rojmahamongkol P., Weitzman C., Senturias Y., Augustyn M. Attention deficit hyperactivity, fetal alcohol spectrum disorder, or something else: the broad differential of kindergarten suspension. // J Dev Behav Pediatr — 2014 — Vol35 — N5 — p.344-6; PMID:24906036
- Guimond FA., Brendgen M., Vitaro F., Forget-Dubois N., Dionne G., Tremblay RE., Boivin M. Gene-environment interplay in the link of friends’ and nonfriends’ behaviors with children’s social reticence in a competitive situation. // Dev Psychol — 2014 — Vol50 — N3 — p.956-67; PMID:24040845
Отдавать ли ребенка в садик?
Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.
1. В этом возрасте дети уже более-менее могут оставаться на время без мамы без психологического стресса.2. Могут объяснить словами, что им нужно, что нравится и не нравится. Есть мало-мальские навыки самостоятельности.3. Дети уже могут играть ВМЕСТЕ, а не рядом друг с другом (начиная с 3 лет).4. Можно объяснить ребёнку, что мама/папа уйдут, а потом придут.5. Ребёнок сможет рассказать Вам, если его обижают или что-то его беспокоит.
А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально подготовить его к садику и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.
Поэтому, в каком бы возрасте ребёнок ни шёл в детский садик, ВАЖНО ГОТОВИТЬ ЕГО ЗАРАНЕЕ! Даже если это совсем малыш. В этом вам поможет мой онлайн-курс «В детский садик — без слёз!»
В этом вам поможет мой онлайн-курс «В детский садик — без слёз!»
Курс для вас, если ваш ребёнок:
— идёт в сад этой осенью;— идёт в сад только через год;— уже ходит в садик, но адаптация проходит тяжело;— ещё совсем малыш и скоро идёт в ясли.
Я долго готовила его — дорабатывала, улучшала и дополняла.
— как понять, что ребёнка в саду обижают;— что делать, если воспитатель ведёт себя непедагогично.
Курс состоит из 22 видеоуроков (6-11 минут), его можно пройти за 3-4 дня. Видеоуроки можно смотреть в любое удобное для вас время.
Минимальное время подготовки к садику — 1 месяц, а лучше — от 2 месяцев до года.
Подойдёт также детям, которые уже ходят в садик, но адаптация у них идёт сложно, а также родителям малышей.
Также смотрите видео «Когда лучше не стоит отдавать ребенка в детский сад»
https://youtube.com/watch?v=eCpD_aYN6n8