Период перименопаузы и постменопаузы
Менопаузальный переход — период от первых признаков нарушений менструального цикла у женщины старше 40 лет (отклонение от обычной длительности на неделю и более) до последней самостоятельной менструации4. Он абсолютно физиологичен, но в это время начинают отмечаться некоторые неприятные симптомы: потливость, горячие приливы, нестабильность настроения.
Менопаузальный переход начинается в среднем в 45 лет и делится на раннюю и позднюю фазы в соответствии с клиническими признаками: поздняя фаза отсчитывается от первого «пропущенного» цикла или задержки менструации до 60 и более дней и начинается в среднем в возрасте 47,5 года.
Менопауза — последняя спонтанная менструация (дата устанавливается ретроспективно, после 12 мес отсутствия менструации). Менопауза наступает в среднем в возрасте 51,5 года.
Перименопауза — период, объединяющий менопаузальный переход и 1 год после менопаузы.
Постменопауза — период от менопаузы до 65-70 лет (согласно другому мнению — до конца жизни женщины). Принято выделять раннюю (первые 5-8 лет после менопаузы) и позднюю (более 8 лет) постменопаузу4.
Во время постменопаузы, о которой говорят при отсутствии менструаций в течение 12 месяцев, происходят изменения, связанные со снижением функции яичников3. Чаще всего подобный период называют климаксом или климактерическим периодом.
Климактерий (климактерический период) — физиологический период жизни женщины, продолжающийся от 40 до 65-70 лет, в течение которого на фоне возрастных изменений организма доминируют инволюционные процессы в репродуктивной системе4.
Изменения, развиваемые в организме женщины на фоне прогрессирующего дефицита эстрогенов в связи с генетически детерминированным процессом выключения функции репродуктивной системы, объединяют в понятие «климактерический синдром»4.
О симптомах климакса рассказывается в отдельной статье
на нашем ресурсе.
Таким образом, каждый период в жизни женщины характеризуется определенным состоянием репродуктивной системы, что обусловлено особенностями женского организма. Знание этих особенностей облегчает диагностику и профилактику возможных патологий в каждый период и способствует сохранению здоровья женского организма.
СЕРГЕЕВА МАРИЯ ИГОРЕВНА
Специалист
В каждом из периодов жизни женщины могут возникнуть те или иные нарушения
И здесь очень важно обращать внимание на менструацию. Если у девочки менархе – т.е. первая в жизни менструация не начинается до 16 лет, это повод незамедлительного обращения к гинекологу.
В детородном возрасте показателем нормального функционирования женской репродуктивной системы является регулярность менструации
Когда цикл сбивается и у женщины случаются задержки или наоборот слишком частые или обильные менструации, необходимо обратиться к гинекологу с целью выявления причины этих нарушений.
В организме женщины все настолько тонко устроено и взаимосвязано, что любые изменения в одной из систем (будь то изменение массы тела, недостаточный сон, нервное перенапряжение, нарушение функции щитовидной железы или любые сопутствующие заболевания) не проходят бесследно и не могут не отразиться на функции репродуктивной системы.
Поэтому для поддержания своего репродуктивного здоровья не стоит забывать заботиться и о других системах в организме: эндокринной, нервной и иммунной, сердечно-сосудистой и дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательной, и своевременно обращаться за помощью к соответствующему специалисту. RUS2134835 от 21.04.2020
первая в жизни менструация не начинается до 16 лет, это повод незамедлительного обращения к гинекологу.
В детородном возрасте показателем нормального функционирования женской репродуктивной системы является регулярность менструации. Когда цикл сбивается и у женщины случаются задержки или наоборот слишком частые или обильные менструации, необходимо обратиться к гинекологу с целью выявления причины этих нарушений.
В организме женщины все настолько тонко устроено и взаимосвязано, что любые изменения в одной из систем (будь то изменение массы тела, недостаточный сон, нервное перенапряжение, нарушение функции щитовидной железы или любые сопутствующие заболевания) не проходят бесследно и не могут не отразиться на функции репродуктивной системы.
Поэтому для поддержания своего репродуктивного здоровья не стоит забывать заботиться и о других системах в организме: эндокринной, нервной и иммунной, сердечно-сосудистой и дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательной, и своевременно обращаться за помощью к соответствующему специалисту.
RUS2134835 от 21.04.2020
Потребность в положительных эмоциях
По-умному это можно назвать «потребность в эмоциональном насыщении». Ребёнку жизненно важны Ваши эмоции. Выражение любви на Вашем лице и в голосе. Для того, чтобы мозг ребёнка развивался, малыш учился всему тому, что пригодится ему в жизни, нужно много эндорфинов. Помогаем ребёнку вырабатывать эти гормоны радости именно мы, родители.
Первые полгода вообще ключевой Вашей задачей будет «улыбнуть ребёнка». Т.е. максимально насытить положительными эмоциями Ваш контакт. За первые 6 месяцев ребёнок накапливает багаж уверенности в своих силах, чтобы потом вместе с ползанием стартануть в исследовании мира.
Что делать:
- улыбаться при любом контакте. Стараемся делать это максимально искренне, если ресурсы на исходе, зовём того, кто может это осуществить.
- Следить за предпочтениями малыша и делать то, что ему нравится.
- Контейнировать эмоции. Читайте подборку книг для родителей и особенно Людмилу Петрановскую «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка».
Основные принципы вальдорфской педагогики
• Раскрытие способностей в благоприятной атмосфере и в той деятельности, которую на данном этапе своего индивидуального развития ребенок в состоянии освоить без внутреннего сопротивления и напряжения.
• Индивидуальный подход к ребенку на основе принципа равных возможностей: все дети имеют одинаковые шансы на реализацию своего творческого потенциала независимо от уровня интеллекта, возраста, пола, национальности или принадлежности к определенной социальной группе.
• Максимальная поддержка любых инициатив, идущих от детей, и минимальное количество запретов, если только они не связаны с угрозой жизни, здоровью и благополучию самого ребенка и других членов сообщества, а также с целостностью окружающей среды, будь то сад или территория вокруг него (рисовать можно в альбоме — зачем делать это на стене?).
• Самообучение через подражание: наблюдая за взрослым или старшим товарищем по группе, взаимодействуя с ними, ребенок получает пример и пищу для самостоятельного освоения предметов и понятий окружающего мира.
• Пространство и режим дня детского сада организованы таким образом, чтобы поддерживать развитие свободной игры и свободного выбора вида деятельности: ребенок самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в совместные занятия и игры с другими детьми.
• Игровые виды деятельности (ролевые игры, разыгрывание сценок из мифов и сказок, спектакли, песни, танцы, потешки, прибаутки, театрализованные представления, концерты) — все в рамках национальной культуры и в духе уважения к народным традициям. На этом фоне и проходит творческое и эстетическое развитие ребенка, которое является основой всей педагогической модели.
• Трудовое воспитание через занятия различными ремеслами: шитье, вышивание, лепка, рисование, резьба по дереву, конструирование, изготовление кукол для спектаклей.
• Экологическое воспитание. Цель — не только забота о саде/огороде как части общей экосистемы, но и формирование представлений о циклах жизни природы и живых существ, населяющих планету. Благодаря наблюдениям за явлениями окружающей среды и посильному участию в поддержании баланса в ближайшей микроэкосистеме, ребенок самостоятельно приобретает бесценный опыт переживания единения с природой и находит свое место в мире как человек, а не как социальная единица.
Итак, мы познакомились поближе с вальдорфской педагогикой. Учитывая, что раннее развитие эта система отвергает, никаких конкретных методик воспитания для самостоятельного использования в домашних условиях она предложить не может.
Но сам подход, который лежит в ее основе, можно взять на вооружение современному родителю, придерживающемуся спокойного и взвешенного отношения к жизни.
Общий подход к воспитанию и некоторые принципы штайнеровской педагогики, несомненно, найдут своих почитателей. Уважение личности человека с момента рождения, атмосфера непринуждения, предоставление ребенку возможности развиваться в своих индивидуальных темпах и в рамках самостоятельно определяемых интересов, творческий подход к жизни во всех ее проявлениях, почитание народных традиций и ремесел, раннее приобщение к творческому и общественно полезному труду — мало кто из родителей выскажется против этих тезисов. Главное — правильно применить их на практике, ненасильственно и с любовью.
Что такое самоактуализация
Что такое самоактуализация, каково ее определение в психологии? Самоактуализация – это процесс становления личности, ее психологическое развитие. В каждом человеке заложено стремление к максимальной реализации своих способностей, задатков, возможностей. Самоактуализация основана на внутренних мотивах человека. К понятию «самоактуализация» не относится пассивность. Самоактуализирующийся человек сам стремится освоить новые виды деятельности, у него всегда много планов и целей. Он не ждет, что мир предложит ему что-то, он сам ищет возможности.
Понятие самоактуализации тесно связано с понятием самореализации. Первое – это поиск ответа на вопрос «Кто я, каким я должен быть?». Второе – поиск ответа на вопрос «Что я делаю для того, чтобы быть тем, кем я должен быть?». В науке теория самоактуализации и самореализации человека тесно связана с гуманистической психологией. В ней понятие самоактуализации является ключевым. Термин ввел К. Гольдштейн, он же является автором теории. Однако кроме него проблему изучали К. Роджерс и А. Маслоу. И об их видении вопроса в психологии говорят чаще.
Концепции авторов несколько отличаются, например, Маслоу считал, что нужно развиваться активно, а Роджерс отдавал предпочтение медленной самоактуализации (подробнее о типах поговорим ниже). Однако в сути и специфике самоактуализации они сходились и полагали, что любой человек может добиться успеха в жизни, если начнет сам выбирать и направлять свою жизнь. Самоактуализация является вершиной в теории развития личности.
Сложность в том, что самоактуализация во многом зависит от окружающей среды развития. Какой тип среды содержит потенциал допущений благоприятного развития самоактуализации? Дружественная, развивающая среда, где есть теплые и доверительные отношения, где человека поддерживают и направляют, оказывают помощь
Крайне важно, чтобы с ранних лет человек оказался в такой среде, тогда процесс самоактуализации будет более простым и благоприятным
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Ранние юношеские годы, 12 — 15 лет
Что нужно ребенку? Осознание, эксперименты, ответственность
На этом этапе детство заканчивается – по сути, это «портал» во взрослую жизнь. Детская невинность внезапно превращается в половую зрелость. У юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что они способны начинать свою самостоятельную жизнь. Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды — сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками духовных знаний и мудрых действий родителей, будет в последующем их гордостью. Ребенок, который движется во взрослую жизнь в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны других людей, скорее всего, отражает беспорядочность своего воспитания и неправильных действий родителей.
В этот период, когда заканчивается детство, родители должны поддержать ребенка в его стремлении экспериментировать, но объяснить, что делать это стоит не легкомысленно, ведь это может быть очень разрушительно.
Методики формирования правильной речи С раннего возраста
необходимо уделять особое внимание речи детей. У них могут возникнуть сложности в объяснении некоторых понятий
Дети «впитывают знания как губки» и важно, чтобы ребенок правильно строил предложения, мог грамотно изъясняться и рассказывать о своих потребностях. Следовательно, необходимо применять развивающие методики, игры и упражнения которые помогут объединить мышление и речь
Пересказ Самое простое занятие для улучшения речи — это пересказ. Можно попросить ребенка рассказать про только что просмотренный фильм или мультфильм. Необходимо следить за тем, как он выстраивает последовательность рассказа и как он выражает свои мысли. При появлении затруднений ему нужно помочь, для этого рекомендуется задавать уточняющие вопросы.
Упражнение «Противоположность» Для проведения данного задания необходимо подготовить несколько карточек с изображением различных предметов. Ребенку показывается одна карточка и его задача – сказать противоположный по значению предмет и объяснить причину такого выбора. Например, показывается карточка с изображением книги, а ребенок называет противоположное по значению слово «шар» и объясняет это тем, что книга плоская, а шар круглый.
Игра «Что изменилось?» Перед ребенком раскладывается множество предметов, например, ручка, журнал, карандаш, точилка и т.п. Он внимательно смотрит на предметы в течение 30 секунд, закрывает глаза, а родитель в это время убирает одну из вещей. Затем, когда он откроет глаза, у него спрашивают: «Что изменилось?». Ребенок должен отгадать, какой предмет убрали.
Занятие «Где чей домик» Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных и их домиков, после чего, от каждого животного проводится «путь» к его домику, но «путь» должен быть не прямым, а запутанным. Затем он должен назвать какое животное где живет. Основное условие – не прослеживать «путь» с помощью пальчика, а искать дорогу глазами.
Урок необходимо проводить в естественной форме «игры», на этом основывается современные методики раннего развития.Задания, которых направлены на обучение поиску собственных ошибок. Все занятия и методики для детей дошкольного возраста являются не только обучающими, но и интересными. Задания позволяют легче адаптироваться к школьной среде и рационализировать учебный процесс.
Читайте далее:
Методики раннего развития детей до года и дальше
Методы развития кругозора у дошколят
Лучшие задания дошкольникам на логику
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
- Existence, или потребности существования. Это физиологические потребности и обеспечение безопасности.
- Relatedness, или потребности связи. В этой категории находятся социальные отношения человека, его стремление к признанию и уважению, а также потребность в самоутверждении.
- Growth, или потребности роста. Развитие личности — желание изучать новое, самоактуализироваться и радоваться жизни.
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
- Сотрудники мотивированы работать больше, если им дают интересные проекты, благодарят и предоставляют возможности для решения нестандартных задач. А также возлагают больше ответственности.
- Служащие теряют стимул, когда не соблюдаются гигиенические факторы — низкая оплата, плохие условия труда, негативные отношения с коллегами или руководителем.
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
- Затраченные усилия.
- Восприятие процесса и отслеживание того, как усилия и способности влияют на вознаграждение.
- Полученный результат.
- Вознаграждение.
- Степень удовлетворения.
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Потребность в безопасности
Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности.
Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги
Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью
Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.
Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.
Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности
Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен
Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:
- быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
- равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
- интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Пирамида потребностей Маслоу
Внизу этой лестницы располагаются самые приземленные, биологические потребности – пища, питье, дыхание, секс и сон. Следом идут нужды, связанные с безопасностью. Для человека это означает не только нужду в личной неприкосновенности, но также и потребность в финансовой стабильности, социальной обеспеченности, уверенности в окружающих. К слову сказать, концепция мотивации Маслоу этим и выделяется из числа прочих мотивационных теорий его времени, что рассматривает человека как социальный феномен, а не только как биологическое существо.
Следующая по счету ступень потребностей включает в себя как раз наиболее общественно-значимые нужды – общение, любовные отношения, причастность к тем или иным социальным группам, стремление быть кому-то нужным и чувствовать внимание. Четвертая ступень объединяет потребности личности в самоутверждении
Здесь и нужда в общественном признании, и в авторитете у окружающих, в стремлении продвигаться по карьерной лестнице и тому подобных вещах
Четвертая ступень объединяет потребности личности в самоутверждении. Здесь и нужда в общественном признании, и в авторитете у окружающих, в стремлении продвигаться по карьерной лестнице и тому подобных вещах.
Наконец, пятая ступень характеризуется самыми благородными стремлениями личности. В круг этих потребностей входят желание самореализации, жажда творчества, весь спектр духовных ценностей.
Основные принципы подхода Монтессои
• Развивающая предметная среда (Монтессори-среда);
• зоны интереса в обучающем пространстве;
• свобода доступа к рабочему материалу;
• разновозрастные группы;
• отсутствие «уроков»;
• недопустимость насилия над ребенком;
• индивидуальный подход;
• взрослый — не учитель, а проводник в окружающий мир;
• свобода выбора и действий в реализации познавательного интереса;
• самостоятельная игра ребенка;
• отсутствие соревновательности;
• запрет на «нельзя» и «молодец»;
• уважение к свободе и правам других;
• ответственность за себя и свои поступки.
Поскольку в системе предполагается свобода познания и действий, ребенок исследует предметную среду самостоятельно, без руководства со стороны старших и в тех объемах, к которым он интеллектуально и психоэмоционально готов. Вмешательство взрослого может быть разным, но ненавязчивым, в виде косвенных подсказок и создания условий для того, чтобы юный исследователь самостоятельно обучался и познавал окружающий мир.
Что нужно делать родителям в рамках подхода
Отсюда и главные задачи родителя или воспитателя, занимающегося с ребенком по системе Марии Монтессори:
• создавать развивающую предметную и социальную среду — ребенка учит то, что его окружает;
• не мешать свободному познавательному самовыражению малыша, уважать его выбор, промахи и победы;
• в случае необходимости помогать сосредоточиться на задаче, проявлять последовательность и настойчивость в достижении цели, подбадривать, хвалить.
Во взаимодействии с ребенком взрослому следует воздерживаться от выдачи готовых решений и прямого режиссирования игры: ведущий здесь всегда воспитанник и его познавательный интерес.
Существуют обязательные для исполнения нормы взаимодействия детей друг с другом: нужно учиться договариваться не только о правилах совместной игры, но и об очередности обладания игрушкой, если дети одновременно претендуют на один и тот же предмет и хотят играть с ним в одиночку.
Есть и дисциплинарные ритуалы: привести место игры в порядок и убрать рабочий материал на полку, не вмешиваться в игры других, при необходимости спокойно просить о помощи и обязательно благодарить за нее впоследствии.
Перенеся в домашний быт принципы педагогики Марии Монтессори, родители включают ребенка в хозяйственную жизнь семьи, предоставляя ему право убираться в детской комнате, поддерживать в порядке свои вещи и игрушки, помогать наводить чистоту во всем доме, готовить еду, мыть и вытирать посуду, стирать и развешивать белье, следить за домашними животными, ухаживать за растениями.
Потребность в принадлежности к группе
Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков. Но даже маленьким детям обидно чувствовать себя изолированными, когда от их общества отмахиваются, ссылаясь на их юный возраст.
С детьми можно и нужно обсуждать финансовые вопросы и рабочие проблемы родителей. Конечно, не стоит этого делать в тревожно-пессимистическом ключе. Но, приобщая детей к этой части жизни, можно дать им почувствовать себя частью «семейной команды», научить их ответственности и показать пример того, как справляться с жизненными трудностями. Хорошим способом приобщить ребенка к кругу взрослых может стать семейный совет, на котором будут сообща решаться различные бытовые и семейные проблемы
Принимая участие в таких обсуждениях, ребенок чувствует ценность своего мнения для родителей и осознает важность своей роли в жизни семьи
Ощущая крепкую связь со своими близкими, ребенку проще противостоять негативным влияниям извне и избежать попадания в плохую компанию подростков. Ведь такая очень важная потребность, как желание быть частью значимой группы, уже удовлетворена как минимум в кругу семьи.
Физиологические потребности ребёнка
Поскольку именно их проще всего осознать для самих себя, с них и начнём.
Когда Вы помогаете своему ребёнку справляться с нуждами физиологии, Вы выращиваете его, как любое другое важное вам биологическое существо, например: любимую фиалку, котика, в котором души не чаете и т.п. Чтобы малыш прибавлял в килограммах и сантиметрах, чтобы хорошо функционировали его телесные и физиологические механизмы, ему, безусловно нужен элементарный уход
В удовлетворение физиологических потребностей входит:
- кормить;
- отслеживать, чтобы было тепло;
- бдить комфорт попы чтобы было сухо;
- помогать уснуть;
- следить за кожей, купать, обрабатывать;
- способствовать преодолению болевых ощущений.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.
А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.