Дневник наблюдений за природой

Календарь природы в детском саду своими руками

Мастер-класс «Календарь природы в технике квиллинг»

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби. Для выполнения этой работы понадобится цветная офисная бумага, клей, потолочная плитка, мультифора, бархатная цветная бумага, цветные распечатки картинок «погода для детей».


Для начала сделаем заготовки – разноцветные спиральки из цветной бумаги. Цветную бумагу нужно нарезать на полоски толщиной 5 мм по короткой стороне. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила или зубочистки. Сформировав сердцевину спирали, Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. Бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается клеем.


Таким образом, получаются заготовки для будущих композиций.


Для каждого времени года я создала свой набросок. Например, осень- это гроздь рябины с жёлтыми листьями, зима- снежинка, лето- бабочки, весна- подснежники. На бархатную бумагу наклеиваем круглую подложку. Затем рисуем контуры будущей композиции и выкладываем картинку из заготовленных спиралей, насаживая их на клей. После того, как мы выложили и наклеили фигуру бабочки, обклеиваем ее по контуру длинной полоской бумаги. Получается четыре картинки, символизирующие времена года. Затем на основание (лист потолочной плитки) наклеиваем все фрагменты композиции. В центр крепим стрелочку, которая показывает время года. Снизу наклеиваем ещё один фрагмент плитки, где располагается кармашек для карточек (обтягиваем мультифорой) с изображением погоды.

Рекомендуем посмотреть:


Мини-музеи в моей в группе детского сада Изготовление зажима для штор своими руками


Уголок физкультуры и здоровья в детском саду Юбилей детского сада Ручеёк — 30 лет

Оформление группы в детском саду своими руками

Панно Осень своими руками

Куда повесить календарь погоды?

Практически во всех школах учителя дают задание для школьников младших классов – вести календарь погоды. Если зайти в учебный класс, там на стене часто можно увидеть подобную таблицу, расчерченную на ватмане. Учитель может попросить ребят фиксировать информацию в обычной тетради. Можно также повесить схему дома. Ребенок может дублировать данные в тетрадь, домашний или школьный календарь погоды. Не забудьте приобрести наружный термометр, который следует повесить таким образом, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи, которые существенно искажают измерения.

Оптимальным местом в доме будет детская комната либо кухня. Наверняка, вы уже позаботились над созданием рабочей зоны для ребенка перед тем, как он пошел в первый класс.

Рабочая зона должна состоять не только из стола и стула. Там должны присутствовать учебные материалы, например английский алфавит, таблица умножения. Наряду с ними следует повесить на стену и календарь погоды.

Желательно, чтобы такая таблица была красивой, яркой, красочной. Можно украсить ее разными рисунками животных и природными пейзажами. Если ребенок ходит в первый или второй класс, то он еще слишком маленький, чтобы самостоятельно создать аккуратную схему. Поэтому ему понадобится ваша помощь. Помните, что такой способ помогает в изучении географии и природоведения. Например, можно нарисовать вместе с таблицей погоды карту вашей страны либо планету. Не забудьте обозначить на карте ваш город либо населенный пункт. Чтобы в точности изобразить географические объекты, воспользуйтесь атласом и копировальной бумагой.

Календарь погоды должен содержать информацию о точной дате. Для школьников мы рекомендуем вести помесячную таблицу либо схему на весь год. Независимо от того, в какой класс ходит ребенок, такая таблица должна содержать следующую информацию:

  • температура воздуха;
  • облачность;
  • наличие осадков;
  • сила и направление ветра (не обязательно).

Приспособления для измерения показателей

Для ведения календаря погоды необходимы специальные приборы, позволяющие получить объективные данные:

  • уличный термометр;
  • компас;
  • барометр-анероид (этот прибор показывает не только атмосферное давление, но и влажность воздуха);
  • флюгер (для определения направления ветра);
  • осадкомер.

Если с тремя первыми приспособлениями более-менее ясно – они есть практически в каждом доме, то вот с парой последних могут возникнуть некоторые сложности. Чтобы не покупать флюгер, можно воспользоваться старым проверенным способом: становимся лицом на север, мочим палец и поднимаем его вверх – с какой стороны пальчик быстрее высох – в том направлении и дует ветер. А если у вас есть лёгкая тоненькая рейка и полоска жести, то флюгер можно смастерить своими руками, закрепив на рейке жестяную стрелочку.

В качестве осадкомера используем маленькое ведёрко, которое за сутки заполняется дождевой водой или снегом. После этого выливаем жидкость в мерный сосуд и делим показатель на 10 – это и есть количество осадков в миллиметрах водного слоя.

Главное условие ведения дневника погоды – запись показателей в одно и то же время. При этом не стоит надеяться на свою память и «накапливать» данные: значения лучше вносить сразу после измерения, например, ежедневно в 13.00.

  1. Начать лучше с температуры воздуха. Только убедитесь, что термометр висит в тени, в противном случае показания будут неправильные.
  2. Затем записываются влажность и давление.
  3. После этого смотрим в окно и определяем облачность.
  4. Заносим в дневник данные о направлении ветра и количестве осадков.

Если каких-то данных нет (к примеру, осадков), то в графе ставим прочерк. Дополнить недостающую информацию можно восполнить прогнозом погоды в интернете.

Это интересно. Согласно подсчётам, опубликованным в книге рекордов Гиннеса, 4-е место среди самых искомых запросов в интернете занимает слово «погода».

Для деток постарше календарь погоды следует немного усложнить. Для этого показатели измеряются три раза в день (утром, днём и вечером), а затем складываются, делятся на три и вычисляются средние показатели.

Календарь наблюдений за погодой может стать началом пути вашего малыша в большую науку. Подобный вид работы дисциплинирует и помогает выстраивать правильные стратегии анализа материала. Кроме того, ваш ученик учится внимательно относиться к окружающему миру. Что же касается оформления календаря погоды, то здесь ребёнок сможет показать творческие способности и декорировать дневник по своему вкусу.

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Чтобы понять как сделать, Календарь погоды условные обозначения для школьников, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Обозначения погодных явлений на картах погоды

Обозначения атмосферных фронтов

1) Холодный фронт 2) Теплый фронт 3) Стационарный фронт 4) Фронт окклюзии 5) Барическая ложбина (бывает черная сплошная линия) 6) Линия шквалов 7) Сухая линия 8) Тропическая волна

Обозначения погодных явлений на графиках температуры воздуха Г — град g — гроза Д — дождь d — дым, дымка з — зарница К — крупа Л — ледяные иглы М — морось m — мгла, метель низовая п — пыль; пещаная, пыльная буря С — снег s — снежный поземок Т — туман t — торнадо ш — шквал

Обозначения на диаграмме «Роза ветров» На «Розе ветров» представлены направление (откуда дует) и скорость ветра в разные моменты времени. — Каждому цвету на диаграмме соответствует момент времени наблюдения, например:

— Длина луча пропорциональна скорости ветра, значения пронормированы по максимальной скорости ветра.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, значки, к-рыми наблюдатели метеорологических станций отмечают различное состояние погоды (см.). Подробные сведения о них напечатаны в Наставлении гидрометеорологическим станциям и постам (вып. 3) Главного управления Гидрометеорологической службы СССР (ГУГМС). Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся метеорологические знаки.

сухой туман (мгла)

круг около солнца

круг около луны

венец около солнца

венец около луны

На картах погоды (синоптической карте) в ежедневном метеорологическом бюллетене Центрального ин-та прогнозов и местных бюро погоды ГУГМС применяются те же значки.

Оформляем школьный дневник погоды

Дневник наблюдения за погодой для школьников может быть оформлен по-разному.

В тетради

Тетрадь – классический вариант. Для такого дневника понадобится тетрадь в клетку.

Можно взять обычную ученическую, но интереснее будет работать в тетради большого формата: туда можно вклеивать иллюстрации и фотографии, чертить графики, делать пометки.

В тетради делается заголовок с названием месяца и чертится таблица с нужным количеством столбцов. Например:

Таблица наблюдения за погодой в сентябре

Дата Температура воздуха Осадки Атмосферное давление Сила ветра Облачность Примечания
  1. Значения температуры воздуха можно выделять разными цветами: оттенками синего – холодную температуру, оттенками красного – теплую.
  2. В графе «Осадки» можно просто отмечать, дождь или снег за окном в такой-то день, а можно использовать красочные символы или даже наклейки.
  3. В графе «Облачность» ребенок также может проявлять творческий потенциал, не просто указывая тип облаков, а выполняя красочные зарисовки или даже фотографируя небо день ото дня.
  4. В примечаниях можно указать интересные замечания, если в какой-то из дней замечено что-то необычное. Например, яркая радуга или сильная гроза.

Подобным образом оформляется календарь погоды на октябрь, ноябрь и т.д.

В компьютере

Календарь погоды для школьника может быть оформлен на компьютере. Преимущество такого оформления – более красочный дневник погоды, в который можно добавлять какие угодно графические изображения, графики и многое другое. Да и детвору работа на компьютере увлекает больше, чем записи в тетрадях.

В текстовом документе создается аналогичная табличка, в которую затем систематически вносятся данные.

Другие варианты

К созданию календаря погоды можно подойти и более творчески. Вариантов множество.

Можно повесить на стену ватман, красочно оформить его и продумать вместе с ребенком, как лучше и интереснее отображать там погодные данные.

Можно взять прошлогодний перекидной календарь с яркими иллюстрациями, на страницы с числами наклеить расчерченные листы, куда ребенок будет вносить свои наблюдения.

Если ребенок любит рукоделие, можно помочь ему оформить календарь в технике декупаж, с помощью бисера или вышивки или даже создать для него вязаные детали.

Задания для Дневника наблюдений

Помимо всего вышеперечисленного, хочу предложить еще занятия, с которыми будет интереснее и увлекательнее заполнять тетрадь. Эти вопросы ограничены по месяцам, но вы можете ответить на них в любой подходящий день. Ведь природа иногда преподносит сюрпризы. Так что снег может выпадать только в январе, а то птицы улетят раньше, чем ожидалось.

ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

Соберите опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины

Просушите и вставьте в дневник.
Обратите внимание на появление пятен на листьях осины. Понаблюдайте за формированием стай птиц — обратите внимание на день, когда птицы уходят на зимовку.
Отмечает день созревания плодов боярышника, облепихи, клюквы и других растений

Обратите внимание, как птицы и животные ведут себя в непогоду.
Запишите день, когда вы увидели первый лед в лужах.

ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

Отмечает начало массового вылета птиц; Какой формы стая гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
Когда созрели плоды рябины? Отметьте в дневнике дни с первыми заморозками.
Когда появились наши зимние гости — снегири и восковые крылья?

ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

Обратите внимание, все ли растения сбросили листья на зиму. Нарисуйте ветки разных деревьев

Обратите внимание, когда озеро, пруд или река покрыты льдом.
Подготовьте зимние кормушки для своих пернатых друзей. Отметьте, какие птицы прибывают к кормушке.

ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

Запишите, какое небо толще, какие это облака. Зимнее небо отличается от осеннего?
Захватите снежинку на рукаве перчатки или пальто. Обдумай это. Нарисуйте в блокноте снежинку. Посмотрите, как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где еще? Рисунок.

ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

Отметьте дни с самыми сильными морозами. Не забывайте кормить птиц — следите за тем, чтобы корм для пернатых друзей вовремя попал в кормушки.

ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

Отметьте самые холодные дни и дни оттепелей. Запишите, как птицы и животные ведут себя в разных климатических условиях. Какие птицы чаще всего прилетают к вашей кормушке? В какое время суток их больше?

ЗАДАНИЕ НА МАРТ

Напишите в дневнике, когда начался ледоход, сколько дней он длился. Какие голоса перелетных птиц вы слышали? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвели ива и черемуха? Как скворцы ведут себя возле построенного вами дома?

Сделайте наблюдение: повесьте термометр на солнечном месте и запишите его показания

Положите термометр в тень и через некоторое время также обратите внимание на показанную им температуру. Сравните показатели, сделайте вывод

ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

Отметьте, когда зацвели подснежники. Пожалуйста, введите их правильное имя.
Если знаете, напишите, когда они зацвели: мать и мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
Отметьте, когда растает последний снег в поле и в лесу.
Отмечает месяц, когда было много потоков.

ЗАДАНИЕ НА МАЙ

Когда был первый шторм? Когда раскрылись березовые листья? Когда вы впервые встретили жуков? Когда впервые запела кукушка? Когда вы услышали первое кваканье лягушки?

Запишите, что вы видели во время прогулки в лесу или парке.

ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

Посмотри на цветы. Когда они открывают свои короны? Вы помните, что эти цветы делают в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 17:00. Как себя ведут другие цветы?
Отметьте день, когда вы сможете искупаться в пруду, озере или реке.
Отметьте день цветения шиповника — это начало лета!

ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

Вы были в поле, лугу, лесу, реке или озере? Запишите, что вы видели и какие знакомые растения видели. Опишите 1-2 неизвестных растения. Сфотографируйте или нарисуйте их. Узнай, как их зовут дома.
Соберите во время цветения тимьян, ромашку, душицу. Чай с ними зимой очень вкусен.

ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

Лето настолько щедро на разные события, что невозможно уследить за всем. Но не огорчайтесь: лучше в повестке дня меньше пунктов, но сделать их более детализированными. Следите за появлением плодов и семян у растений

Обратите внимание на период массового появления мух и оводов. Не пропустите прощальные трели соловья и последнюю песню кукушки.
В конце года вы можете просмотреть дневник и составить табличку, по которой будет понятно, сколько дней в году была хорошая или плохая погода

Сегодня в продаже есть отличные постеры на каждый месяц. Такой погодный календарь можно прикрепить к классной кабинке и отмечать там время каждый день. И в конце года вместе со всем классом анализирует произошедшее.

Древние календаре погоды

Еще с древних времен человечество наблюдало за изменениями погоды и пыталось предугадать важные природные явления. Необходимость знать будущую погоду остро чувствовали земледельцы, моряки, скотоводы, путешественники…

Чтобы систематизировать свои наблюдения за меняющимся окружающим миром и выявить цикличность природных явлений, люди создали первые календари погоды. Еще в V в. до н. э. греческий астроном Метон выставлял на городских площадях мраморные таблицы с важными явлениями погоды и датами их наблюдения. Назывались эти таблицы парапегмамы. Они заменяли древним людям современные прогнозы синоптиков.

Составляли календари погоды и в Древнем Риме (календарь Колумеллы), и в Индии (местные жители пытались предсказать сезон муссонных дождей). Однако наибольшую популярность увлечение календарями обрело в Средние века.

Самые известные работы — «Книга природы» (1340) Конрада Мегенберга и «Правила пастуха с Бенбери» (1744), опубликованные членом Лондонского королевского общества сэром Клериджем. Наряду с рядом ложных утверждений эти календари имели и некоторые обоснованные приметы. Но чаще предсказания не подтверждались. Еще бы — невозможно спрогнозировать погоду… к примеру, за движением небесных тел, как делал это Маврикий Кнауэр, живший в XVII в. в монастыре Лангхейм.

Как бы там ни было, погода была и остается одной из важнейших тем для разговоров людей на земном шаре .

Фрагмент Брюсова календаря (1709–1715) с предсказанием погоды на 100 лет вперед.

Что понадобится для ведения календаря погоды?

Для того чтобы вашему юному ученому было удобно вести свои наблюдения, позаботьтесь, чтобы в доме были нужные инструменты.

  • Термометр (в идеале – и уличный, и комнатный, но для дневника понадобится именно уличный). Желательно не вешать термометр слишком близко к окну или на солнечной стороне: тогда показания температуры будут чуть завышены.
  • Барометр. Этот прибор также устанавливается на улице и помогает отслеживать атмосферное давление.
  • Осадкометр. Рассчитать количество осадков очень просто. Нужно поставить на улице небольшую емкость, куда в течение суток будут собираться осадки. Затем вылить содержимое в специальный мерный сосуд, полученные показания разделить на 10. Эти действия покажут количество осадков в миллиметрах водного слоя.
  • Флюгер и компас. Эти приборы необходимы для измерения силы ветра и его направления. Вооружившись компасом, ребенок непременно почувствует себя настоящим ученым.
  • Фотоаппарат. Конечно, наблюдения за погодой можно проводить и без него, но если есть возможность предоставить ребенку фотоаппарат, процесс будет гораздо интереснее. Ребенок помимо всего прочего научится замечать красоту природы: великолепные узоры облаков, сверкание капель после дождя, неповторимые расцветки закатов и восходов.

Наблюдение за погодой – очень интересный и увлекательный процесс, если правильно его организовать. Пробудите в ребенке любовь к природе и происходящим в ней процессам! Найдите время, чтобы помочь школьнику в этом непростом деле, направьте его творческий потенциал в нужное русло, и – как знать – возможно, вы вырастите из своего ребенка юного метеоролога или географа!

Что понадобится для ведения календаря погоды?

Для того чтобы вашему юному ученому было удобно вести свои наблюдения, позаботьтесь, чтобы в доме были нужные инструменты.

  • Термометр (в идеале – и уличный, и комнатный, но для дневника понадобится именно уличный). Желательно не вешать термометр слишком близко к окну или на солнечной стороне: тогда показания температуры будут чуть завышены.
  • Барометр. Этот прибор также устанавливается на улице и помогает отслеживать атмосферное давление.
  • Осадкометр. Рассчитать количество осадков очень просто. Нужно поставить на улице небольшую емкость, куда в течение суток будут собираться осадки. Затем вылить содержимое в специальный мерный сосуд, полученные показания разделить на 10. Эти действия покажут количество осадков в миллиметрах водного слоя.
  • Флюгер и компас. Эти приборы необходимы для измерения силы ветра и его направления. Вооружившись компасом, ребенок непременно почувствует себя настоящим ученым.
  • Фотоаппарат. Конечно, наблюдения за погодой можно проводить и без него, но если есть возможность предоставить ребенку фотоаппарат, процесс будет гораздо интереснее. Ребенок помимо всего прочего научится замечать красоту природы: великолепные узоры облаков, сверкание капель после дождя, неповторимые расцветки закатов и восходов.

Наблюдение за погодой – очень интересный и увлекательный процесс, если правильно его организовать. Пробудите в ребенке любовь к природе и происходящим в ней процессам! Найдите время, чтобы помочь школьнику в этом непростом деле, направьте его творческий потенциал в нужное русло, и – как знать – возможно, вы вырастите из своего ребенка юного метеоролога или географа!

 

Об авторе: Светлана Игоревна

Приспособления для измерения показателей

Можно выбрать необычный уличный термометр в виде зверушки — так ребёнку будет гораздо интереснее к нему обращаться

Для ведения календаря погоды необходимы специальные приборы, позволяющие получить объективные данные:

  • уличный термометр;
  • компас;
  • барометр-анероид (этот прибор показывает не только атмосферное давление, но и влажность воздуха);
  • флюгер (для определения направления ветра);
  • осадкомер.

Если с тремя первыми приспособлениями более-менее ясно – они есть практически в каждом доме, то вот с парой последних могут возникнуть некоторые сложности. Чтобы не покупать флюгер, можно воспользоваться старым проверенным способом: становимся лицом на север, мочим палец и поднимаем его вверх – с какой стороны пальчик быстрее высох – в том направлении и дует ветер. А если у вас есть лёгкая тоненькая рейка и полоска жести, то флюгер можно смастерить своими руками, закрепив на рейке жестяную стрелочку.

В качестве осадкомера используем маленькое ведёрко, которое за сутки заполняется дождевой водой или снегом. После этого выливаем жидкость в мерный сосуд и делим показатель на 10 – это и есть количество осадков в миллиметрах водного слоя.

Для средней и старшей групп детского сада (от 4 до 6 лет)

Смотрите ролик

Красочные календари наблюдений, которые содержат все необходимое для изучения природных явлений в старших группах детского сада.

В комплект к таким календарям, как правило, входят специальные плашки, которые во время занятия педагог вставляет в акриловые кармашки (день недели, число, месяц, год, праздники и т.д.).

Многие модели содержат интерактивные градусники, которые так нравятся детям и оживляют ход занятия. Передвигая бегунок, дети изучат такие понятия, как «холодно-жарко», «прохладно-тепло».

В настоящее время выпускаются более современные модели календарей природы, которым отдают предпочтение многие педагоги. Это магнитно-маркерные календари наблюдений.

Они интересны тем, что записывая на маркерной поверхности данные, можно вести дневник наблюдений за погодой прямо у себя в группе. Так, наглядным образом, вместе с детьми есть возможность провести сравнительный анализ данных за сегодня и вчера, за сегодня и прошлый понедельник и т.д.

Пример: — Дети, какая у нас сегодня погода? Давайте выглянем в окошко и посмотрим. — Светит солнышко и тепло. — Дети, а какая вчера была погода на улице? — Было прохладнее, чем сегодня и шел дождик.

Таким образом дети научатся замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад и т.д., устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.)

Некоторые модели магнитно-маркерных календарей природы продаются с любимыми детскими магнитиками. На них изображена одежда, которую необходимо одевать при той или иной погоде, государственные праздники, природные явления. Каждому ребенку такой элемент однозначно придется по душе. Ведь кто не любит магниты!

Также календари природы и погоды, которые относятся к последней группе, можно использовать для работы с детьми младшего школьного возраста, так как на некоторых из них находятся часы, по которым очень удобно изучать время.

Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность

Идеи для разных схем

Первый метод предусматривает отображение по вертикали даты. То есть каждый день будет появляться новая строка. По горизонтали следует нарисовать различные символы: солнце, солнце с тучкой, тучка, тучка с дождем, тучка со снежинкой, тучка с дождем и молнией, солнце со снежинкой, снежинка. Такой метод является очень удобным для школьников.

Как вы догадались, на пересечении даты и соответствующего текущим погодным условиям рисунка необходимо указать температуру воздуха и направление ветра. Такую информацию можно узнать на сайте Гисметео. Если ветер слабый, необходимо нарисовать пунктирную стрелку, и, наоборот, при сильном ветре изображается сплошная стрелка. Направление стрелки обозначает направление ветра соответственно розе ветров. Дети, которые ходят в 1 – 3 класс, уже без труда смогут делать отметки на такой схеме.

Второй метод предполагает расчерчивание таблицы с большими клетками. По горизонтали необходимо указать число – от 1 до 31. По вертикали указываются месяцы. На пересечении правильного месяца и даты рисуются различные символы, о которых мы рассказали в первом методе. Это может быть солнце, тучка, солнце со снежинкой и т.д. В той же клетке пишется температура воздуха и стрелочка, которая обозначает направление ветра. Такая таблица получается очень красочной.

Календарь погоды – это прекрасный способ для школьников получить знания по основам географии и природоведения. Такой подход помогает дисциплинировать ребенка. Это интересное и творческое задание, которое входит в школьную программу.

Календарь природы для младшей группы

Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.

Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой. Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:

  • Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
  • Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
  • Дни недели: с понедельника по воскресенье.

Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.

Приметы старины глубокой

История создания календаря относит нас еще к временам древних славян, где старинные рукописные записи и по сей день имеют широкое применение.


Многие народные приметы из жизни русской природы отражены:

  • в пословицах и поговорках,
  • в былинах и сказаниях.

Наши древние предки уже тогда знали как вести записи в данном календаре. Они ежедневно фиксировали длительность светового дня и записывали то время, когда происходила резкая перемена погоды, с учетом соблюдения сроков.


Их старинные записи нам нужны и сегодня, ведь они указывают нам на то, как сделать своими руками такой современный календарь. Ведь климат на нашей планете сегодня резко меняется, и многие данные стоит подкорректировать.

Их записи говорят, когда должны наступить те или иные изменения в природе –

  1. улучшится или ухудшится в ближайшее время погода,
  2. зацветут или завянут растения,
  3. проснуться или лягут в зимнюю спячку животные,
  4. когда нужно идти на охоту или лучше заняться рыбной ловлей.

Вот мы и узнали с вами, кому нужен такой природный календарь и каковы его основные функции.

Наблюдение в природе весной

Задание 1.

Смотреть Научный дневник 1 класса

Смотреть Научный дневник 2 класса

Смотреть Научный дневник 3 класса

Выполнение:

Составим план наблюдений, учитывая уже проведенные в прошлых классах наблюдения. Результаты наблюдений по составленному плану оформим в отдельной тетради, по примеру:

План весенних наблюдений:

1. Первые проталины появились 5 марта.

2. Первая бабочка полетела 8 марта, и это была крапивница.

3. Грачи прилетели 21 марта.

4. Ледоход начался 19 апреля.

5. Пик половодья пришелся на 1 мая.

В план можно включить и другие пункты по желанию.

Задание 2.

Выполнение:

Уже в марте становится значительно теплее, появляются первые проталины, бегут ручьи. К концу марта прилетают птицы с юга, появляются первые насекомые. В апреле начинается ледоход, а к концу апреля половодье. Я зафиксировала три волны паводка, первый сразу после вскрытия реки, второй после вскрытия ее притоков, и третий после таяния снегов в лесах.

К концу весны становится очень тепло, деревья одеваются листвой и цветут, в лесах и на лугах расцветают цветы.

Мне удалось научиться вести наблюдения за погодными и природными явлениями, замечать особенности погоды весной.

Наблюдения в природе летом

Задание 1.

Смотреть Научный дневник 1 класса

Смотреть Научный дневник 2 класса

Смотреть Научный дневник 3 класса

Выполнение:

Составим план наблюдений, учитывая уже проведенные в прошлых классах наблюдения. Результаты наблюдений по составленному плану оформим в отдельной тетради, по примеру:

План летних наблюдений:

1. Самый жаркий день лета был 27 июня

2. Сколько раз за лето падал град: 4 раза.

3. Когда впервые случился утренний туман: 17 августа.

4. Когда начали собирать грибы, какие: 21 июля начали собирать маслята, 11 августа – боровики и рыжики.

5. Когда впервые искупался в реке: 7 июня, вода была очень теплой. В план можно включить и другие пункты по желанию.

Задание 2.

Лето самое жаркое время года в моем крае. Самыми жаркими месяцами лета оказались июнь и июль. В эти месяца было очень много ясных дней, жарко светило солнце, можно было загорать и купаться. В июле начались грозы, которые иногда сопровождались градом, а в августе ночи стали холоднее и по утрам выпадал туман.

Летом много грибов и ягод, цветут различные полевые цветы.

Мне удалось научиться вести наблюдения за погодными и природными явлениями, замечать особенности погоды летом.

Что понадобится для ведения календаря погоды?

Чтобы ваш молодой ученый чувствовал себя комфортно при своих наблюдениях, убедитесь, что в доме есть нужные инструменты.

  • Термометр (в идеале и уличный, и комнатный, но для дневника вам понадобится уличный градусник). Не рекомендуется вешать градусник слишком близко к окну или на солнечной стороне: в этом случае показания температуры будут немного завышены.
  • Барометр. Это устройство также устанавливается на открытом воздухе и помогает контролировать атмосферное давление.
  • Счетчик осадков. Подсчитать количество осадков очень просто. Необходимо поставить на улице небольшую емкость, где будут собираться осадки в течение дня. Затем перелейте содержимое в специальный мерный сосуд, разделите показания на 10. Эти действия покажут количество выпавших осадков в миллиметрах водного слоя.
  • Флюгер и компас. Эти инструменты нужны для измерения силы ветра и его направления. Вооружившись компасом, ребенок обязательно почувствует себя настоящим ученым.
  • Камера. Конечно, метеонаблюдения можно проводить и без него, но если есть возможность предоставить ребенку фотоаппарат, процесс будет намного интереснее. Ребенок, помимо прочего, научится замечать красоту природы: великолепные узоры облаков, сверкающие капли после дождя, неповторимые цвета закатов и рассветов.

При правильной организации наблюдение за временем — очень интересный и увлекательный процесс. Разбудите в ребенке любовь к природе и происходящим в ней процессам! Найдите время, чтобы помочь ученику справиться с этой сложной задачей, направьте его творческий потенциал в правильное русло и — кто знает — вы могли бы вырастить своего ребенка как молодого метеоролога или географа!

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Сбор информации о погоде — интересное и увлекательное занятие, помогающее глубже погрузиться в тайны природы. Для этого я предлагаю студенту вести собственный журнал наблюдений. С чего начать?

  1. Крышка.
    Чтобы блокнот не потерялся и не испачкался (а вам придется пользоваться им большую часть дней, а иногда и на природе), мы поместим дневник в подходящую обложку и большими буквами напишем «ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ». Вы можете указать свою фамилию (при желании) и быть уверенным в году, потому что в следующем году погода будет другой
    Ребенку будет интересно через несколько лет открыть блокнот и посмотреть, что произошло в тот день, какая была погода.
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунком или попросить ребенка написать на нем (как в настоящем личном дневнике), почему это и что на нем будет написано.
  3. Замечания
    Наблюдения начинаются на следующей странице. Поставим день, месяц, год (если дневник начался в сентябре) как в дневнике. Не стоит отмечать каждую страницу сразу, потому что неизвестно, сколько подписок будет в любой день. Все зависит от настроения. Иногда это будет всего пара строк, а в другой день двух страниц будет недостаточно.
    Итак, поставим цифру: рядом пишем, какая погода в тот день. Вот здесь и пригодятся условности. Ребенок может их сам придумать или использовать уже готовые.Температура воздуха, направление и скорость ветра, осадки, роса, мороз, иней, туман, типы облаков и так далее — все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с метеорологическими явлениями.
  4. Рисунок или рассказ
    Просто несколько обычных иконок недостаточно. Иногда возникает такое состояние души, что хочется выразить его в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И тебе не нужно останавливаться. Если хотите, дайте волю творчеству!
    Распустились головки одуванчиков — нарисуем их во всей красе. С деревьев упали листья: мы их соберем, высушим и приклеим в дневник. Гуляли по лесу — запишем увиденное и услышанное.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: