Игра говорящая азбука
Говорящая азбука подходит:
- Для тех мам, у которых недостаточно времени для самообучения с ребенком
- Просто для закрепления материала
- Для разнообразия занятий
Плакаты с говорящей азбукой.
- Купить такой плакат можно практически в любом магазине детских игрушек
- Вешаете его на стену в детскую комнату или туда, где ребенок чаще играет
- Если вы занимаетесь с малышом, то говорящий плакат будет лишь дополнением и способом закрепить материал
- Если вы не занимаетесь с ребенком сами, то научите ребенка заниматься с плакатом и он станет сам с интересом подходить и нажимать кнопки
- При нажатии он будет слышать букву и предмет/животное, название которых будет начинаться с данной буквы
Говорящая азбука
Онлайн игры.
- Таких игр много в сети Интернет в открытом доступе
- Такой способ плох тем, что ребенок вынужден заниматься за компьютером. А значит у него могут уставать глазки или даже портиться зрение
- Такие игры лучше использовать лишь иногда для разнообразия
Говорящие азбуки в видео-формате.
- Также означает нахождение ребенка за компьютером
- В отличие от игр ребенок может находится на довольно далеком расстоянии, как при просмотре мультиков
- Также будет хорош иногда для разнообразия
- Один из примеров такого видео смотрите ниже
Графический образ буквы
Техника чтения включает четыре качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Для овладения правильным чтением ребенок должен запомнить графический образ буквы. Для этого используются упражнения:
1) обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв;2) дермолексия (взрослый «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее);3) подбор картинок (на что похожа буква?) для лучшего запоминания буквы, ее конфигурация должна быть сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука.
Для закрепления изученных букв применяются упражнения.
1. «Сколько здесь букв?».2. «Буквы сломались. Почини». Нужно дорисовать буквы, написанные частично.3. «Городок букв» — для закрепления умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Здесь каждая буква «живет» на своей «улице» и имеет «дом» своего цвета. Все гласные находятся в «домиках» с красными крышами, твёрдые согласные — в «домиках» с синими крышами, мягкие согласные – с зелёными крышами.Можно провести следующие игры: «Кто живет на этой улице?», «Какого цвета наш дом?». Когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния. В форме занимательных упражнений выполняется чтение обратных и прямых слогов.
Игры и головоломки по русскому языку для младших школьников
№1. Найди слова
Найди в сетке названия тех рисунков, которые ты видишь. Слова могут читаться во всех направлениях и менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.
Ответ:
№2. Слова
Найди как можно больше слов. Слово образуется от буквы к букве в любом направлении, только в том случае, если они находятся рядом.
Здесь спрятано более 20 слов.
Ответ: Вот некоторые слова: ар, ом, ор, па, ра, воз, вор, зов, ком, пар, ров, рот, азов, кома, крот, порт, апорт, замок, тропа, рапорт и паровоз.
№3. Пирамида слов
Впиши в свободные клетки недостающие буквы так, чтобы в каждой строке можно было прочесть слово.
Ответ: Лай, май, пай, рай, чай, край, сайт, тайм, файл и айва
№4. Нос
Заполни пирамиду слов. В каждом слове встречается нос.
Ответ: Внос, снос, унос, взнос, носик, донос, носки, износ, носок, занос.
№5. Найди слова
Найди в сетке слова, которые встречаются в списке. Слова могут читаться во всех направлениях и менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.
Ответ:
№6. Слова
Найди как можно больше слов. Слово образуется от буквы к букве в любом направлении, только в том случае, если они находятся рядом.
Здесь спрятано более 10 слов.
Ответ: Вот некоторые слова: он, ус, кок, кус, нос, око, сок, сон, сук, снос и кокос.
№7. Найди слова
Найди в сетке названия тех рисунков, которые ты видишь. Слова могут читаться во всех направлениях и менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.
Ответ:
№8. Прыг-скок
Впиши в пирамиду буквы так, чтобы в каждом горизонтальном ряду можно было прочитать слово.
Некоторые буквы уже на месте.
Ответ: Заскок, наскок, отскок, соскок, скачок, склока, скобки и сколка
№9. Мебель
Если тебе хочется узнать, что сейчас везут в этой машине, то переставь буквы в каждом слове и раскроешь секрет.
Ответ:
Офас = сова
Лотс = стол
Шафк = шкаф
Видан = диван
Карвоть = кровать.
№10. Найди слова
Найди в сетке слова, которые встречаются в списке. Слова могут читаться во всех направлениях и менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.
Ответ:
№11. Слова
В этой фигуре найди как можно больше слов. Слово образуется от буквы к букве и только в том случае, если они соединены линией.
Здесь спрятано более 15 слов.
Ответ: Ар, пи, фа, ара, бар, бок, жар, жир, пик, раб, раж, араб, жаба, жара, раба, фара, жираф и пожар.
№12. Найди слова
Найди в сетке слова, которые встречаются в списке. Слова могут читаться во всех направлениях и менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.
Ответ:
№13. Найди слова
Найди в сетке слова, которые встречаются в списке. Слова могут читаться во всех направлениях и менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.
Ответ:
№14. Найди слова
Найди в сетке названия тех рисунков, которые ты видишь. Слова могут читаться во всех направлениях и менять свой маршрут только под прямым углом любое количество раз. Одно слово уже показано.
Ответ:
№15. Хрю-хрю
Впиши в пирамиду по две буквы так, чтобы в каждом горизонтальном ряду можно было прочитать слово.
Ответ: Храм, храп, хрен, хрип, хром, хряк и хрящ.
№16. Усы
Впиши в пирамиду буквы так, чтобы в каждом горизонтальном ряду можно было прочитать слово. Некоторые буквы уже на месте.
Ответ: Бусы, трусы и гусыня.
№17. Сыр
Впиши в пирамиду буквы так, чтобы в каждом горизонтальном ряду можно было прочитать слово. Некоторые уже на месте.
Ответ: Варианты: сырник, сырость и сыроежка.
Обучение в игровой форме: плюсы и минусы
Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.
Преимущества метода:
- Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
- Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
- Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
- Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
- Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
- Детский коллектив сплачивается.
- Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.
Недостатки метода:
- У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
- Игры, головоломки отнимают много времени.
- Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.
Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:
- Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
- Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
- Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в , поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
- Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
- Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.
Изучение букв.
Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.
Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).
В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.
Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:
Видишь хвостик на конце,Значит это буква Ц.
Буква Б как бегемот –У нее большой живот!
Г похожа на гуся — Изогнулась буква вся.
Д – высокий с крышей дом! В этом доме мы живем.
А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы!
В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.
Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.
Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.
Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.
Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).
Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.
Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.
Модели для составления слогов
Выбирайте понравившуюся модель для составления слогов. Можно менять модели, чтобы ребенку не наскучило.
1. Модель «Колобок».
Э АП — Ы О У
Прочитай слоги в прямом и обратном варианте:1) ап, оп, уп, ып, эп;2) па, по, пу, пы, пэ;3) апа, опо, упу, ыпы, эпэ.
Так со всеми согласными буквами.
2. Модель «Молния».Подружи букву М с гласными буквами.
3. Модель «Карусель».Буква К катается на каруселях с гласными буквами. Какие слоги она с ними образует?
4. Модель «Солнце».Буква С направила солнечные лучи на гласные буквы. Подружи ее с ними.
5. Модель «Туча».Из тучи падают капли дождя на гласные буквы. Прочитай слоги.
6. Модель «Хоровод».Буква X встала в хоровод с гласными буквами. Какие слоги она с ними образует?
Использование таких упражнений помогает детям легко сливать прямые и обратные слоги, дает возможность понять и бегло читать их, лучше запоминать слоговую структуру при частом повторе.
Игровые приемы
1. Игра «Волшебная таблица», из букв и слогов которой можно составлять различные слоги и слова.
МСXШЛНамасахашаланаомосохошолоно
2. Упражнение «Чтение родственных слов».
Если в тексте содержатся родственные слова, их необходимо выписать. Например. Кукуруза. Кукурузочка. Кукурузища. Кочерыжка.
Вопросы и задания
Прочитайте слова (хором, индивидуально).Объясните значение этих слов.А сейчас посмотрите внимательно на слова и исключите лишнее слово.Почему вы исключили это слово?К оставшимся словам (кукуруза, кукурузочка, кукурузища) подберите «родственников». Как называются палочки, приготовленные из кукурузы? (Кукурузные.)
3. Чтение групп слов, в которых слоги со стечением согласных получаются путем наращивания второго согласного к одному и тому же звуку. Например, из текста «Хорошо, когда много снега» слова снежки, снегопад, специальный, скорый, скользко, случилось выписываются на доску таким образом:
С-НЕ-СНЕ-СНЕЖ-КИ-СНЕЖКИС-НЕ-СНЕ-СНЕ-ГО-ПАДС-ПЕ-СПЕ-СПЕ-ЦИ-АЛЬ-НЫЙС-КО-СКО-СКОЛЬЗ-КОС-КО-СКО-СКО-РЫЙ-СКО-РЫЙС-ЛУ-СЛУ-СЛУ-ЧИ-ЛОСЬ
Ученики прочитывают согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова — целым словом.
Тренировка в чтении должна занимать много времени. Фактически — это основной путь, помогающий выработке навыка правильного чтения. С этой целью можно использовать разнообразные приемы чтения.
Как легко выучить с ребенком буквы?
Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:
- Изучайте буквы, играя. Подробнее о том, как это делать, читайте в следующем разделе
- Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» — «эм», на букву «п» — «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ»
- Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым
- После изучения букв, достаточных для составления простого слова — начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро быучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лети
- Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи
Обучение буквам через названия
- Ассоциации. Помогут выучить буквы даже самым маленьким. Подробнее читайте в разделе ниже «Ассоциации букв»
- Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это будет интересно малышу и он сам того не замечая запомнит буквы
Оригинальное изучение букв
Одним из пассивных способов изучения букв будут развешанные буквы в комнате ребенка или в квартире в целом. Вырежьте большие буквы и повесьте несколько в разных местах. Иногда говорите ребенку, что это за буква. Не наседайте с постоянными повторениями. Ребенок и так запомнит их, сам того не осознавая. Через неделю смените на другие. Эффективнее будет, если букву вы будете вешать на предмет, который начинается с этой буквы. Так буква будет восприниматься ребенком, как часть чего-то
Пассивное запоминание букв
- Порядок изучения: учим через ассоциации, разукрашивания, аппликации, а запоминаем в играх и пассивным способом развешивания букв
- Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву
Печенье из букв
- К 4 годам, особенно у девочек, появляется огромный интерес помогать маме выпекать вкусности
- Воспользуйтесь этим интересом
- Если у вас есть любимый рецепт печенья, то используйте его
- Тесто должно быть эластичным и не липким
- Вместо привычных звездочек или кружочков, вырежьте буквы и отправьте выпекаться
- Украсить можно кокосовое стружкой или помадкой
- Испеките несколько букв в нескольких экземплярах, чтобы можно было сложить простые слова: мама, папа, баба
- Ребенок с удовольствием поиграет с печеньем, после чего благополучно его скушает
- Для упрощения можно купить готовое печенье в магазине
Красивое печенье-буквы
Если такого рецепта у вас нету, то воспользуйтесь следующим:
- Два яйца смешайте с ванилином по вкусу
- Взбейте миксером до пены примерно 10 минут
- Добавьте предварительно растопленное до состояния сметаны сливочное масло (100 г)
- Перемешивайте в течение 5 минут
- 300 г сметаны взбейте с 150 г сахара
- Добавьте смесь в миску с остальными ингредиентами
- Всыпьте 1 ст. л. муки, смешанную с 1/2 чайной ложки соды и перемешайте
- Добавляйте еще по ложке муки
- Тесто должно стать эластичным и не липким
- Замешенное тесто поставьте в холодильник на 30 минут, чтобы легче было формировать буквы
Буквы из теста
- Вырезав буквы, отправляйте печенье на смазанный маслом противень в разогретую духовку
- Печенье должно приобрести золотистый цвет
Рецепт печенья-букв
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку. Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась
Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас