Почему нам иногда бывает “нечего сказать”
Иногда возникает вопрос: “Как начать общаться с новыми людьми, если я не знаю, что им сказать после «Здравствуйте!»”. Все мы сталкивались с такой проблемой. Нам хочется произвести позитивное впечатление на человека, но все слова и мысли как будто испаряются. Из-за этого мы испытываем дискомфорт и чувствуем себя какими-то “неправильными”.
На самом деле нам всегда есть, что сказать. Это страхи блокируют ваш навык общения. Из-за боязни мы ограничиваем темы, на которые можно вести разговор, чтобы:
- Не показаться глупыми
- Не оскорбить собеседника
- Не произвести негативного впечатления о себе и т.д.
В итоге выходит так, что мы либо вообще не можем ничего сказать, либо произносим посредственные вопросы вроде “Как дела?” или “Как прошёл день?”, которые на самом деле не значат ничего. Они задаются просто для того, чтобы заполнить пустоту.
Но откажитесь от этих запретов и позвольте разговору идти в неизведанном направлении. Знаете какая беседа идёт по ровной линии? Скучная. Поэтому просто говорите обо всем, что может прийти в голову
Задавайте вопросы и потом важно не самому говорить, а намного важнее уметь слушать своего собеседника. Снимите все блоки! Даже если вы случайно заденете собеседника – всегда есть возможность искренне извиниться
Правила этикета для маленькой леди
Правила этикета для девочек и мальчиков несколько отличаются. Девочка — это воплощение нежности и изящества, поэтому и вести себя она должна соответствующе.
- Чистоплотность. Леди не должна быть неряхой, которая всюду раскидывает мусор, не причесывается, не стирает одежду.
- Сдержанность за столом. Истинная леди должна принимать пищу спокойно и неторопливо. Объясните дочке, что сидеть за столом, развалившись, чавкать и громко разговаривать — некрасиво.
- Культура поведения в общественных местах. Проведите с девочкой беседу о том, как не стоит вести себя на людях.
- Культура поведения в гостях.
Поведение девочки в общественных местах, в гостях и за столом должно быть сдержанным и культурным
Важно объяснить ей, какого именно поведения ожидаете от нее вы и окружающие. Старайтесь объяснить, почему Вы хотите, чтобы она себя вела именно так
И обязательно хвалите свою малышку, если она ведет себя правильно! Все девочки в детстве мечтают стать принцессами, поэтому можно сказать, что все принцессы обладают хорошими манерами, ведь их этому обучают с рождения.
Правило 3.Родители никого не обсуждают при детях
Правило такое: родители при детях не обсуждают бабушек, дедушек, теть, дядь, соседей, учителей, друзей и любых других людей.
Если ребенок слышит, что мама с папой говорят плохо о соседях, он учится такому же поведению и будет за спиной обсуждать своих учителей или даже своих же родителей. Лучше учить его быть прямым и честным: сосед оставляет мусор на лестничной площадке? Не обсуждайте это между собой, а поговорите с соседом и попросите так не делать. Тогда ребенок будет учиться не прятать конфликты, а решать их.
Кроме того, дети общаются с другими детьми, и ребенок может так и сказать соседскому мальчику или девочке: «А мой папа говорит, что твои родители тупицы!» Такое точно никому не надо.
Если хочется о ком-то поговорить, лучше сделать это наедине, когда ребенка рядом нет.
Виды этикета детей
Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.
Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.
Учить правила хорошего тона нужно с детства.
Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:
- вести себя при общении с другими людьми
- позиционировать себя
А также:
- характерная походка
- речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
- жесты и мимика
- прочее
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.
Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:
- вежливыми
- сдержанными
- скромными
- отзывчивыми
- рациональными
- участливыми
- ненавязчивыми
- опрятными
- аккуратными
В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:
- речевой (правила вербального общения с окружающими)
- столовый (правила общения во время еды)
- выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
- семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
- телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
- гостевой (правила поведения в гостях)
- пассажирский (правила поведения в транспорте)
- учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
профессиональный - спортивный
- свадебный
- траурный
- военный
- религиозный
- дипломатический
- корпоративный
По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.
Как правильно разговаривать по телефону
Дети часто проявляют любопытство, желая общаться по телефону. Задача взрослых – научить ребенка поддерживать краткий и вежливый диалог. Первое правило – звонить с 8 утра до 21 вечера. Беспокоить в другое время считается неприличным.
Диалог строится следующим образом:
- Приветствие. Если голос незнакомый, следует назвать себя и попросить позвать нужного человека. Неверно набран номер? Требуется принести извинения и закончить общение.
- Вопрос: удобно ли говорить?
- Общение.
- Прощание.
Если ребенок отвечает на звонок, и собеседник просит позвать кого-то из родителей, следует избегать бесцеремонных вопросов. Если же человек отсутствует, уточнить, кто позвонил и что следует передать, уместно. Собеседник перепутал номер? Следует вежливо объяснить: «Вы ошиблись». Этикет общения для детей различных лет отличается, ведь с возрастом диалоги по телефону становятся длиннее.
Безопасность подростков
Для детей раннего подросткового возраста (с десяти-одиннадцати лет) ключевую роль играет сохранение контакта с ребенком. Доверительные отношения — это высокая вероятность, что ребенок расскажет правду о том что с ним происходит. Мы не можем застраховать детей от всех ошибок. Наша задача хотя бы знать, что ребенок помнит о наших предостережениях и доверяет тем знаниям, которые мы ему дали.
Повторюсь, проблема в том, что у родителей во времена нашей всеобщей занятости нет времени научить ребенка узнавать себя: свои интересы, свои границы, свои возможности. Становясь подростком, он начинает пробовать и определять эти рамки, но уже на другом уровне — гораздо менее безопасном, чем в дошкольном возрасте.
Общие советы психолога
В любой спорной ситуации старайтесь понять человека. В вопросе оскорбления это правило тоже срабатывает. Давайте разберем советы психолога, как правильно реагировать.
Владейте эмоциями
Основная цель агрессивного человека – задеть вас побольнее. Поэтому первый совет: не показывайте, что вы расстроены, совладайте со своими эмоциями. Оскорбление вас знакомыми закончится, ведь цель не достигнута, дальше не интересно продолжать.
Предлагаю вам пройти тест на эмоциональный интеллект Николаса Холла. Он состоит из 30 вопросов, время прохождения – 5 мин. В результатах во второй шкале “Управления своими эмоциями” будет показан ваш уровень от 6 до 36.
Для того чтобы полностью контролировать свои эмоции, советую вам прокачать эмоциональный интеллект.
Игнорирование оскорбления
Увеличьте дистанцию
Если вас оскорбляет малознакомый человек, чтобы самоутвердиться перед окружающими, не лезьте доказывать свою правоту – это ни к чему хорошему не приведет. Увеличьте дистанцию с этим человеком.
“Гасите” улыбкой
Если нет возможности увеличить дистанцию, постарайтесь выглядеть уверенным в себе, сбейте с толку оппонента своей широкой улыбкой и вопросом: “Почему вы так себя ведете?” Сглаживайте колкие фразы и улыбайтесь.
Такая реакция вызовет уважение окружающих к вам, и они смогут защитить вас перед оскорбителем. Помните, что ваше спокойствие вас защитит. Будете “лезть в бутылку”, можете не рассчитать силы и возможности свои и “агрессора”.
Правила ведения беседы для детей и подростков
Этикет для детей предполагает и умение вести беседу. Важен это зрительный контакт – невежливо отвлекаться во время беседы. Непременно должна прозвучать фраза «Как ваши дела?». И стоит не только задать вопрос, но и внимательно выслушать ответ.
Еще одно правило хорошего тона – активное слушание. Этот простой навык очень влияет на то, как человека воспринимают остальные. Запоминание имен и деталей разговора подразумевает уважение к собеседнику.
Вежливый диалог предполагает еще несколько навыков:
- не вмешиваться в беседу, если двое человек общаются наедине;
- не стоит шептаться – окружающие могут подумать, что про них говорят нехорошие вещи или пренебрегают ими;
- отвечать на заданные вопросы;
- обходится без хвастовства, чтобы не унижать собеседника;
- не жаловаться – негативные эмоции отталкивают других;
- не использовать жаргонные и грубые слова.
Маленькие дети иногда прячутся за взрослыми, не желая вступать в разговор. Заставлять не нужно – малышу не хватает «сценария разговора». Нужно выбрать один из советов и поработать над его совершенствованием. Затем перейти к следующему шагу – медленно и постепенно.
Как обучать ребенка этикету
Нет лучшего способа обучения этикету, чем пример мамы и папы. Малыши копируют близких людей, подражают им. Родители должны взять под жесткий контроль свое собственное поведение: не срываться на крик, не проявлять грубости, невежества. В случае плохого поведения ребенка, оставаясь спокойными, взрослым придется быть твердыми в своих словах и решениях. Не стоит сомневаться, что в дальнейшем дети так же спокойно проявят себя в подобной ситуации.
Повторение вежливых слов при каждом уместном случае – это тоже обучение. Достаточно напомнить малышу, что нужно поздороваться с соседом, сказать «спасибо» после еды, «спокойной ночи» перед сном. Со временем это войдет в привычку, и ребенок будет произносить такие слова автоматически.
Самая большая ошибка родителей – «навязывание» этикета. Часто взрослые делают грубые замечания, постоянно одергивают по разным поводам и без них. Малыш чувствует давление, начинается противостояние. Родители раздражаются, сердятся, настаивают на своем и в итоге получают полное отрицание каких-либо правил своим ребенком.
Проводить обучение стоит ненавязчиво, лучше всего в игровой форме. Тогда маленький человечек даже не почувствует, что происходит процесс учебы, он охотно и с удовольствием будет выполнять игровые задания, усвоение материала пойдет быстрее и принесет больше пользы.
Очень хорошо и результативно пройдет ролевая игра с куклами. Взрослым нужно помочь ребенку придумать игровую ситуацию: куклы пришли в гости к медвежонку, одна ведет себя хорошо, другая – плохо; зайчонок балуется, когда ест; куклы собираются на бал и многое другое.
Игра в театр так же будет эффективна, можно дать ребенку возможность побыть как положительным героем, так и отрицательным. Принесет пользу просмотр с малышом мультфильмов, которые как раз и рассматривают вежливое отношение к окружающим, прививают правила хорошего тона, в которых идет обсуждение персонажей, особенности их поведения. Не стоит забывать и про чтение книг: сказок, стишков, потешек.
Что надо знать об этикете для детей
Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:
Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.
Правильная посадка за столом
Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами
А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение
Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом
А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.
Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами
А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами. Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей
Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей
Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.
Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.
Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!
Как проявляется трудное поведение у подростков
Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:
«Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам».
Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки
Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться
Упражнение — защита от бестактности
Если вы восприимчивый человек, и долго переживаете после бестактности других людей, подготовьтесь заранее. Составьте в тетради табличку с ответами на бестактные вопросы. Запишите в таблицу такие ответы, сказав которые, не останется «осадочка». Ответ должен быть таким, чтоб не было совсем мыслей о диалоге с бестактным человеком после завершения.
Меня часто спрашивают | Что я могу ответить |
«Когда у вас свадьба?» | «А когда у вас дети?» или «Когда рак на горе свиснет» |
«Сколько твоя зарплата?» | «Чуть меньше чем у депутата» |
«Почему ты не работаешь, муж не дает?» | «Как здорово, что у меня есть возможность не работать» и другое |
Отличное упражнение4Не нравится1
С какого возраста следует начинать обучение этикету?
Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.
Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.
- С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
- Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле
Правилам этикета следует учить с самого раннего возраста
Как отучиться от бестактности
Если человек заметил за собой бестактное поведение, но с этим нужно бороться:
Отказаться от привычки осуждать других людей, особенно – публично.
Помнить, что правда у каждого разная, не быть излишне искренним человеком.
Никто не идеален, поэтому не нужно указывать на физические недостатки других людей.
Не задавать слишком личных и «больных» вопросов (разведенного мужчину не спрашивать о женитьбе, не интересоваться у мамы больного ребенка успехами ее чада).
Перебивание собеседника – это тоже своего рода бестактность, важно давать всем высказаться.
Уважать других людей и помнить, что у каждого свой порог чувствительности.
Дополнительная информация по теме:
Что такое прямолинейность — это супер-способность или отталкивающая черта
Список моментов, которые мешают достигать цели — «В чем я не разбираюсь»
Упражнение «Индивидуальные психологические причины зависимости от сладкого»
Правила поведения в гостях для детей и подростков
Гостевой этикет – отдельная тема. Основное правило – не приходить в гости без приглашения или звонка. Ребенку стоит объяснить на простых примерах, что он может застать хозяина врасплох. О своем приходе следует предупреждать заранее. Дети и подростки, усвоившие правила поведения в гостях, будут чувствовать себя увереннее.
Есть и другие правила этикета, подходящие для детей различных лет:
- позаботиться о презенте для хозяев – с пустыми руками приходить некрасиво;
- диалог начинают с приветствия;
- шуметь и кричать нельзя – хозяевам дома это может не понравиться;
- нельзя брать предметы без спроса;
- некрасиво заглядывать и заходить в другие комнаты без сопровождения хозяев;
- не настаивать на своих желаниях;
- не утомлять хозяев долгим присутствием;
- обязательно благодарить перед уходом, пригласить с ответным визитом.
Этикет поведения детей на улице
Находясь на улице, ребенок пребывает в обществе других людей, если, конечно, это не прогулка где-то в лесу. Своим поведением он не должен доставлять им дискомфорт.
Правила поведения на улице.
Родители должны объяснить малышу, что:
- Ходить на тротуаре нужно по правой стороне. Тогда удастся избежать столкновения с теми, кто идет навстречу
- Нельзя сорить. Для обложек от конфет, огрызков, прочего мусора существуют урны
- Нельзя показывать на прохожих пальцем
- Нельзя останавливаться посреди тротуара, преграждая путь тем, кто идет сзади. Если развязался шнурок, нужно отойти в сторону и там уже его завязать
- Нужно соблюдать правила дорожного движения. Это – вопрос безопасности
- Со знакомыми людьми нужно здороваться
- Никогда нельзя разговаривать или уходить с незнакомыми людьми
- Лучше не кушать на ходу. Чтобы сгрызть яблоко или полакомиться мороженным, лучше присесть на скамейку
Особенности детской «азбуки вежливости»
До 3-х летнего возраста
В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.
Дети после 3-4 лет
В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:
- Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
- Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.
Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет
Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.
Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:
- Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
- Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
- Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
- Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.
К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.
Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.
- Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
- Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
- В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
Лиля Брайнис,
социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.
2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться
Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи
Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.
3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей
Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать
Книги по этикету
Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».
Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.
Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.
В список полезных изданий входят:
- Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
- В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
- Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».