Кубики зайцева

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Как сделать игральный кубик из бумаги

Ребёнок может быстро сделать кубик из картона своими руками,  схема очень простая:

сначала нужно решить, где будет лицевая сторона

Если лист бумаги белый, это не важно, но на цветном картоне нужно правильно начертить заготовку;
лист бумаги располагают горизонтально и делают два сгиба – по вертикали и горизонтали, после чего все углы разглаживают;
затем нужно сделать ещё два сгиба, но уже по верхнему и нижнему углу;
боковые части листа загибаются вовнутрь;
загибают все оставшиеся углы и распрямляют фигуру. Она не сразу примет нужную форму, нужно подправить так, чтобы получался квадрат;
после того, как первая фигура будет готова, нужно сделать ещё 5 таких же, по той же схеме

Вся конструкция склеивается и получается один большой куб.

Перед тем, как сделать кубик из картона своими руками, нужно выбрать украшения для него – это могут быть вырезки из детских книг и журналов, наклейки, цветные квадратики.

Игра «Озвучим кубик»

В эту игру с удовольствием и довольно долго играют как двухлетки, так и первоклашки,

Она часто помогает вывести неговорящих малышей в речь. Суть игры такова: ребята из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим.

Игру можно усложнить, пропев все грани кубика, принесенного ребенком

Здесь важно соблюсти определенные условия:. 1

Вся игра должна занять как можно больше пространства вашего помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположите в противоположном от вас конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между вами и столом (ходить не смогут, это точно!), тем лучше

1. Вся игра должна занять как можно больше пространства вашего помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположите в противоположном от вас конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между вами и столом (ходить не смогут, это точно!), тем лучше.

2. Ваши с малышом лица и кубик должны быть на одном уровне. Для этого  лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице  сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б (мелодию и слова см. в таблице, сл. на кассете).

3. Кубик должен быть выбран самим ребенком. Если дитя принес вам маленький железный, значит, исполняем соответственную песенку: ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-ЙИ-Й. Маленькие беленькие озвучиваем без называния знаков препинания (тем более, правил их постановки!), просто даем грамотный пример интонирования на конкретный знак. Звучать это может так: Курица . (.) Курица ? (?) Ку-урица-а ! (!) Не курица, а петух (,).. Проговаривая подобный текст, в нужном месте показываем знак.

4. Не допускайте искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала. Не забывайте, что установки на запоминание не было и не будет, рассчитываем исключительно на эмоциональную память и не требуем повтора. Но если малыш непроизвольно запел или просто замычал вместе с вами ( поздравляем! Это значит, что вы на правильном пути. Поощряйте, но не настаивайте! Есть детишки, которые должны много раз услышать от других, прежде чем сами захотят воспроизвести, позвольте им получить в достатке эту радость. Просто будьте готовы поддержать, когда это произойдет естественно!

5. Не ограничивайте ребенка  во времени. Дайте наиграться всласть, пока не начнет отвлекаться. Это верный признак, что пора менять вид деятельности.

Методика работы с пособием

Для эффективного применения методики Чаплыгина следует начинать регулярные занятия с ребёнком в возрасте 3-х лет, когда он уже легко и быстро усваивает новую информацию. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока малыш не познакомится со всеми буквами и не научится воспроизводить короткие предложения. Обычно на это уходит от 3 дней до 1 месяца. Автор пособия гарантирует, что уже после 3 занятия карапуз сможет складывать слоги в слова.

Подробная схема работы с кубиками описана в прилагаемой к кубикам инструкции. Однако Чаплыгин советует на начальном этапе не пользоваться никакими руководствами, а просто познакомить ребёнка с полезной игрушкой. Для этого позвольте малышу подержать кубики в руках, построить из них замок или лабиринт – карапуз должен привыкнуть к новой забаве.

Пособие Чаплыгина — отличный способ научить ребёнка читать в процессе игры

Занятия с кубиками проводятся в несколько этапов:

Познакомьте ребёнка с игрушкой. Малыш должен подержать кубики в руках, покрутить двойные, чтобы понять: на всех четырёх сторонах находятся разные буквы, а при вращении они меняются.
После этого возьмите похожие парные кубы и покажите карапузу, что на них изображены одинаковые буквы. Сложите слово «мама», прочитайте его и попросите ребёнка повторить. Соберите ещё 2–3 слова, но таких, чтобы один слог отличался от другого одной буквой («лапа», «деда»).
Следующее занятие начинайте с повторения. Предложите малышу вспомнить, какие слова вы с ним складывали в прошлый раз.
Затем научите ребёнка определять буквы в слогах. Попросите его найти на одинарных кубиках буквы из знакомых слогов (м, а, п, л). Представьте задание как игру: слоги растеряли деток-буквы, и теперь нужно помочь их найти. Когда малыш отыщет подходящие одинарные кубики, предложите составить слова: «мама», «лапа» и так далее.
Продемонстрируйте ребёнку, как работать с двойными кубиками

Дайте ему покрутить кубики со словом «мама» и обратите его внимание, что в одном из вариантов он получил слово «Маша». Сложите ваши с ребёнком имена, это поможет научиться малышу читать быстрее.
Далее приступайте к введению новых слогов. Начинайте с коротких слов, постепенно добавляя кубики и составляя сложные слова.

Не стоит пытаться пройти все этапы за 1–2 дня. Позвольте ребёнку освоить новую забаву и переварить полученную информацию. Когда же он научится с лёгкостью складывать слова различной сложности, можно будет переходить к составлению словосочетаний и коротких предложений, а также начать работу в специальной тетради из комплекта пособия. В ней находятся контуры печатных букв и простейших слогов, а также слова. Задача ребёнка — «написать» увиденное слово кубиками.

Видео: Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Чаплыгина

https://www.youtube.com/watch?v=MNf6DVTTAhYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Читаем с кубиками чаплыгина (https://www.youtube.com/watch?v=MNf6DVTTAhY)

Отличия от кубиков Зайцева

Кубики Зайцева также призваны облегчить взрослым и детям непростой процесс освоения навыка чтения. Но принципиальное различие подходов заключается в следующем: по пособию Зайцева малыш знакомится со складами, которые не всегда совпадают со слогами. Поэтому у ребят, обученных читать по такой методике, часто возникают проблемы с восприятием слогов. Чаплыгин использовал в своём пособии слоги и буквы. В результате работы с его кубиками у малыша не будет проблем с делением слов на слоги. Более того, оригинальные кубики Чаплыгина изготовлены из экологически чистого дерева, а все буквы алфавита, цифры и значки нанесены стойкой нетоксичной краской. Пособие Зайцева же нужно склеить, да и материал – картон – абсолютно не практичен.

Кубики Зайцева учат читать по складам

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и  в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.

Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать)  — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

 А так же является автором многих обучающих книг, например:

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу — Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Учим читать по Зайцеву. Мнения родителей

И, наконец, в конце — мнения родителей, осваивавших методику Зайцева.

  1. Мы учились по кубикам Зайцева. Купила комплект, склеила, собрала соседских детишек и начала заниматься два раза в неделю по 40 минут, естественно, все в игровой форме и без принуждений. У Зайцева сразу даются склады, и ребенку не приходится объяснять, как буквы складываются в слоги. Месяца три мы пели склады по таблице, но не читали, и мне уже казалось, что ничего не получится, как однажды на остановке сын спросил: «Мама, а почему в слове хлеб в конце буква Б, а не П?». Я долго и путано стала объяснять, а потом спрашиваю, откуда он знает, что так пишется. На что ребенок кивнул головой на магазинную вывеску и спокойно сказал, что «вон там прочитал». Было ему три года и десять месяцев. Постепенно зачитали и остальные детки. Занятия мы не прекращали, занимались два с половиной года до самой школы. В пять лет все читали бегло, но главным достижением для нас стала не техника чтения, а то, что дети полюбили читать. Мы, к счастью, не столкнулись с тем, что ребенок читать умеет, но не любит — ленится. Наоборот, приходится ограничивать, разрешаю читать не больше часа в день, чтобы зрение не испортил.
  2. Кубики Зайцева мы пережили. Занимались по ним в саду с трех лет. Результата, надо сказать, было мало. Потом мы ушли в логопедическую группу. И к концу года после занятий по старой классической программе мы начали читать.
  3. У нас кубики Зайцева не пошли: пробовала и в год, и в два, и вот недавно. Но у нас с этим вообще беда: никакие методы не идут. Буквы, правда, к двум выучили, а дальше… Пробовала по букварю Н. Жуковой заниматься, на компьютере печатать, буквы соединять. Не хочет, и все. Думаю, просто рано еще. Сын не улавливает смысла.
  4. Про кубики Зайцева много всякого слыхала. Например, что у детей потом проблемы в школе: читать они умеют, а слоги складывать — нет. А в школе ведь требуют это. Поделилась сомнениями с учительницей, которая по Зайцеву занимается у нас в саду. Она сказала, что будет учить делить на слоги дополнительно. Непонятно, правда, какой смысл в двух методах.
  5. Вычитала в книге Зайцева, что можно начинать учить читать с полутора лет. И даже приводятся успешные примеры. Только у нас ни в полтора, ни в два с половиной не пошло. А вообще, по общему мнению, кубики Зайцева для коллективных занятий. Так они более эффективны. Но я к ним вообще с опаской отношусь: читала, что потом в школе большие проблемы с расчленением слогов на звуки. Читать-то ребенок умеет, но механизм слогообразования для него недоступен. В принципе, какая разница, главное — читает, да только от нашей системы образования никуда не деться. Вот и выходит, что по традиционной методике надо учить, как звуки складываются в слова, а по Зайцеву ребенку потом, наоборот, придется их учиться разбивать. И так, и этак непросто.
  6. Я не использую методику Зайцева в чистом виде, только ее элементы. Мне нравится сама идея складового чтения (очень разумная) и все пособия (и кубики, и таблица). Но знание букв не усложняет, как говорит Зайцев, а упрощает чтение с помощью кубиков. У Зайцева не объясняется, как получаются склады, а я это обязательно объясняю. Можно сказать, например, что буковки ходят к друг другу в гости. Я сначала объясняю, как получаются склады (слоги) по букварю, на доске или по карточкам с буквами. А уже потом мы ищем и читаем эти склады на кубиках Зайцева и в таблице.
  7. Мы учимся по кубикам Зайцева с полутора лет, но не совсем регулярно, то день пропустим, а то и неделю. Дитю нравится, читает простые слова из одного-двух слогов: «мама», «папа», «сок», «сон», «дом» и т. д. Сложные слова из трех слогов и более читает по складам, но что это за слово, не может сказать, называет последние два кубика. Я стараюсь не бросать занятия и довести дело до конца.
  8. Старший научился читать в два с половиной года по кубикам Зайцева, но занималась с ним не я, а педагог в группе. Дома я просто рисовала склады, спрашивая, какое слово хочет прочитать Лева. В четыре года читали книжки. Сейчас Леве девять лет, читать любит, но без фанатизма. Не скажу, что он чем-то отличается от тех одноклассников, которые научились читать в семь лет. Но зато было ужасно приятно видеть удивленные лица, когда трехлетний малыш бойко читал все надписи, попадавшиеся у него на пути.

Варианты материалов для изготовления

Картон

Для того, чтобы сделать их из картона, вам необходимо скачать готовые развертки кубиков и распечатать их на цветном принтере.

Листы с распечатками приклеиваем к плотным листам картона и необходимо будет дать им высохнуть под прессом. После того, как они высохнут, вырежьте развертку. Хорошо прогните все грани. Соберите кубик и подумайте, какие грани лучше смазать клеем сразу, а какие потом, когда останется только наполнить его и приклеить последнюю грань.

Это делается для удобства. Если сразу все промазать клеем, то процесс склеивания будет очень затруднителен. После того, как вы склеили кубик, укрепите его резинкой, для того, чтобы он не распался во время сушки. Обклейте его скотчем или термопленкой. Можно заранее заламинировать развертку, а после склеивания обработать скотчем углы.

Если вдруг у вас нет возможности распечатать на цветном принтере готовые модели, то тогда вам потребуются простые развертки для склеивания кубика. После того, как вы его склеите, с помощью самоклеящейся бумаги придайте ему нужный цвет и напишите склады с помощью трафарета.

Как сделать кубики из бумаги, смотрите в следующем видео.

Картонные коробки от молока, кефира, сока

Необходимо замерять длину грани в основании коробки. Точно такую же длину мы отмеряем и по боковым граням. На этом месте будет сгиб. Выше линии сгиба отмерять 3 см и отрезать. От линии отреза до линии сгиба прорезаем по боковым граням. Заполняем кубик «начинкой» и склеиваем. Сверху оклеиваем самоклеящейся бумагой и пишем склады. Со второй частью коробки, если позволяют размеры, можно проделать то же самое, только склеивать надо будет уже и сверху и снизу.

Пластиковые

Этот вариант изготовления выйдет немного дороже, чем остальные. Хотя делать здесь все намного проще. Если вы купили маленькие кубики, у которых одна съемная грань, то необходимо с помощью ножа ее открыть. В продаже встречаются пластиковые кубики, которые раскрываются по диагонали.

Если ни одна грань не открывается, то можно ножом прорезать крышку. Заполнить кубик наполнителем и, промазав клеем, закрыть крышку (если вы прорезали крышку ножом, то лучше воспользоваться паяльником для склеивания). Дать клею высохнуть. После этого оклейте их самоклеящейся бумагой и напишите склады.

Как видите, сделать кубики Зайцева можно и самим, не тратя на это больших денег. Дело это хлопотное, потребуется время. Но ими, сделанными своими руками, ребенку будет нравиться играть еще больше! Ведь мама их сделала специально для него!

По складам

Склад отличается от слога. Это разные понятия. Русский слог может содержать от одного до десяти букв (взрыв, взгляд, расстройств). Складом же считается слияние согласной с гласной (ДЕ, МА), отдельный гласный в качестве слога, отдельный согласный (в закрытом слоге), согласный с любым знаком (РЬ, БЪ…). Например, МА-ШИ-НА, ПИ-РО-Г, А-И-С-Т и так далее.

«Все, что мы произносим, — это комбинации из пары гласный — согласный, — поясняет Николай Александрович Зайцев. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили „ъ“ в конце существительных, оканчивающихся на согласный».

Использование звуков

Стоит заметить, что в оригинальных кубиках Зайцева немалую роль играют звуковые эффекты.

Риснок 2. Инструкция по кубикам Зайцева.

Такой результат достигается за счет специального наполнителя. Инструкцию по сборке кубиков можно увидеть на рис. 2.

Благодаря музыкальности кубики Зайцева могут еще больше ускорить процесс обучения чтению. Родителям, которые решили изготовить их самостоятельно, можно попробовать добавить звуковые эффекты либо обойтись более простым вариантом.

Всего кубиков в оригинальном наборе 52 штуки. Это довольно много, но можно не спешить и начать с нескольких единиц

В методике Николая Зайцева очень важно соблюдать последовательность слогов и букв, которые расписываются по особой схеме. Как правило, на одном кубике располагается несколько складов и самостоятельных звуковых единиц, то есть букв

Для начала можно изготовить восемь кубиков, чтобы у ребенка была возможность составлять простые слова, к примеру «папа» и «мама». Безусловно, для того чтобы создать кубики, максимально похожие на оригинал, необходимо немало потрудиться. Для максимальной схожести лучше всего воспользоваться разверткой, которую можно найти на рис. 3.

Таблицы Зайцева

Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.

Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.

Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:

  • учат;
  • дают информацию;
  • являются путеводителями по учебному материалу;
  • отрабатывают нужные навыки;
  • помогают взаимообучению.

По содержанию таблицы делятся:

  • на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
  • на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
  • на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).

Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.

Тест Векслера

Тест диагностирует как вербальный, так и невербальный интеллект.

Упражнение, которое предполагает данная методика, кубики Кооса использует в полную силу, оно входит в невербальную часть теста, упрощено по сравнению с оригиналом: используются лишь 9 кубиков, имеющие красные, белые и красно-белые грани.

Задания с использованием элементов Кооса для детей старше 8 лет с предположительно сниженным уровнем интеллекта:

  1. Сложить картинку при малыше, не показывая ему карточку с образцом. Кроха при работе опирается только на образец, составленный взрослым. Для выполнения упражнения понадобятся 4 элемента, которые нужно положить перед испытуемым. В случае неправильного выполнения, взрослый показывает правильный вариант сборки на кубиках малыша, затем снова их перемешивает. Результат выполнения оценивается в зависимости от затраченных попыток: с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл.
  2. Упражнение выполняется вне зависимости от результатов первого этапа. Составить картинку по схеме, не демонстрируя процесс малышу. Показывается только готовый, собранный взрослым образец. Используются те же 4 кубика. При неправильном выполнении упражнения верный вариант составления демонстрируется на элементах малышу. Одна затраченная попытка — 2 балла, две — 1 балл. Если кроха не справляется с двух попыток, следует закончить тестирование.
  3. Показать карточку со схемой и по ней при малыше собрать из кубиков предложенную картинку, после чего все элементы перемешать. В случае неудачи собрать картинку еще раз и снова разрушить. После следующей неудачной попытки прекратить выполнение задания. Решение с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Успешное решение задания на 1 или 2 балла позволяет приступить к первому заданию для детей с нормальным уровнем интеллекта.

https://youtube.com/watch?v=gd_lMGnjGdY

Задания с использованием элементов Кооса для детей старше 8 лет с предположительно нормальным уровнем интеллекта:

  1. Начать следует с выполнения последнего задания для детей, подозреваемых в сниженном интеллекте, предварительно разобрав с крохой цвета кубиков. В случае успешного результата добавить заочно баллы за выполнение первых двух заданий.
  2. В последующих четырех упражнениях постепенно усложнять картинки, которые служат образцом выполнения.
  3. Перейти к выполнению трех заданий, где нужно задействовать все 9 кубиков.

Взрослому необходимо следить за поведением ребенка во время прохождения теста

Важно отметить, как ребенок исследует первый кубик, который берет в руки, сколько ему требуется времени для его изучения. . Примечательной является также поведенческая реакция ребенка: становится ли он внимательным, обеспокоенным или нервным

Следует зафиксировать количество движений, которое использует ребенок во время выполнения задания: большое количество движений может свидетельствовать о том, что испытуемому тяжело выполнить задание

Примечательной является также поведенческая реакция ребенка: становится ли он внимательным, обеспокоенным или нервным. Следует зафиксировать количество движений, которое использует ребенок во время выполнения задания: большое количество движений может свидетельствовать о том, что испытуемому тяжело выполнить задание.

Каждая из ошибок, допущенных во время выполнения упражнения, может выявить патологию и установить ее характер.

Популярность системы Зайцева

Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной образовательной системой, широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.

Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.

У Зайцева сотни единомышленников и последователей. Например, Афанасова Елена Григорьевна, валеолог из Москвы, сама разрабатывает методички по системе Зайцева, 10 лет успешно обучает детей, готовит педагогов.

Игры и упражнения

Много разных заданий в игровой форме Николай Зайцев включил в учебник для учителей и родителей. Останавливаться на авторских материалах необязательно, можно придумывать игры самим.

Паровоз

Постройте с ребенком состав из вагонов. Но брать просите не все кубики подряд. Пользуйтесь теми картонными игрушками, на которых есть определенная буква. Например, А. Покажите, как выглядит буква. Объясните, что такой склад встречается только на больших кубиках. Поставьте первый вагончик сами.

Сколько кубиков использует ребенок, неважно. Радуйтесь любому успеху. Перед отправлением в путь склады нужно пропеть

Ребенок должен двигать по сочетаниям букв пальчиком

Перед отправлением в путь склады нужно пропеть. Ребенок должен двигать по сочетаниям букв пальчиком.

Поющая башня

Постройте высокую башню из кубиков. Расскажите, что она волшебная, может петь. Спросите, какой кубик хочет послушать малыш. Пусть покажет пальчиком. Медленно пропойте склад. Взгляд дошкольника должен быть направлен на указанный кубик во время попевки. Через несколько дней пойте хором.

Поем по таблице

Дошкольник уже знает, что кубики умеют петь. Переходите к таблице. Возьмите указку и покажите склады. Пропойте любой столбик, двигаясь медленно сверху вниз. Потом покажите эти склады на кубиках. Лучше начинать с золотого (ряд гласных).

Пойте утрированно, ритмично, четко двигая губами, языком. На первых уроках дети обычно следят не за указкой, а за движениями рта учителя. Когда малыш проявит инициативу, захочет работать с указкой сам, встаньте возле плаката вместе. Теперь он учитель, а вы ученик.

Нелепица

Составлять из кубиков слова скучно, иногда можно и повеселиться. Поставьте кубы без правил слогосложения. Получится нелепица. Детям очень нравятся такие игры, они повторяют за родителями сумбурные слова, но в это время учатся узнавать склады.

Что я ем

Составляем меню на обед или вспоминаем любимые блюда. Ребенок пишет на плакате указкой. СУП, САЛАТ, КОТЛЕТА, СОК и так далее.

Загадки

Играйте в загадки, ответы записывайте кубиками или показывайте в таблице. Если отгадка не находится, напишите правильный вариант сами, а ребенок должен прочесть.

Повтори

Упражнение для развития памяти, внимания. Напишите кубиками слово, покажите ребенку, затем уберите в сторону или спрячьте. Пусть повторит увиденное складами в таблице.

Напиши по картинке

Покажите малышу картинку с большим количеством предметов. Например, изображение игрушек, расставленных в комнате. Ребенок должен написать названия всех узнаваемых предметов по очереди.

Как обучать по кубикам

Для занятий необходимо иметь набор кубиков и таблиц. Перед уроком стоит внимательно прочесть рекомендации к авторской методике. Выберите момент, когда у ребенка есть настроение, не принуждайте малыша к занятию, потому что «подошло время», однако старайтесь проводить занятия каждый день.

Как понять, что можно начинать обучение с малышом:

  • ребенок использует целые предложения в речи;
  • отсутствуют серьезные логопедические нарушения;
  • ребенок различает отдельные звуки, из которых состоит слово;
  • развитая ориентация в пространстве (ребенок понимает, что такое верх-низ, право-лево).

Важно! Несмотря на то, что занятия проходят в форме игры, не стоит заниматься с ребенком больше положенного времени с целью «впихнуть» в него как можно больше информации, даже если вам кажется, что малыш воспринимает знания легко. Перегрузки могут обернуться для малыша капризностью, проблемами со сном, нервозностью, повышенной активностью.

Cube Algorithms

Принцип работы приложения основан на нескольких способах решения Рубика на разных этапах. Он демонстрирует разные методы, включая 4LLL, CFOP, COLL, F2L и т.д. Сборка достаточно простая, но перед тем, как использовать приложение, вам нужно будет получить представление о перечисленных способах.

Например, вы выбрали самый известный метод решения – CFOP. Он разделит  весь процесс на три части – F2L, OLL и PLL, что предусмотрено алгоритмом CFOP. После этого вы увидите все возможные сценарии на этапе F2L и сможете их активировать.

Приложение не сделает из вас профессионала по сборке, но поможет в этом нелегком деле. Видео в YouTube, демонстрирующее основные методы решения головоломки, вместе с Cube Algorithms, которое позволяет реализовать их на практике, творят чудеса.

Доступно для Android и iPhone.

Изготовление пособия своими руками

Чтобы кубики прослужили долго, выбирайте качественный деревянный брус

Изготовить кубики Чаплыгина своими руками довольно легко, если у вас есть навыки столярной работы. Главное — использовать хорошее дерево и краску.

Необходимые материалы и инструменты

Если вы планируете сделать кубики динамическими (как оригинальные), нужно заранее приобрести специальные ролики-подшипники, чтобы можно было объединить двойные кубики и обеспечить их способность поворачиваться на 360 градусов. Кроме того, понадобится следующее:

  • ручная циркулярная пила;
  • деревянный брус с гранями около 5 см;
  • тонкая фанерная планка;
  • наждачная бумага;
  • водоэмульсионная краска;
  • лак;
  • трафарет;
  • кисти.

Инструкция по изготовлению

  1. Распиливаем брус на 30 кубиков циркулярной пилой.
  2. Зашкуриваем поверхность наждачкой.
  3. На каждую грань наносим нужную букву при помощи кисти и трафарета.
  4. Откладываем одинарные кубики, а двойные объединяем с помощью подшипников и тонкой фанерной планки.
  5. Покрываем кубики лаком и даём им хорошо высохнуть. Пособие готово!

Динамические кубики Чаплыгина – отличный способ научить малыша читать. С пособием можно организовать полезную и интересную игру, которая увлечёт даже самого непоседливого карапуза. И уже через несколько дней ребёнок сможет читать по слогам вывески на улице, а через 2–3 недели и простые рассказы для начинающих книгочеев.

Истоки и основы методики

При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Он использовал такие их выводы:

  • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
  • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;
  • слух;
  • зрение;
  • двигательную и тактильную память.

Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества

Роль учителя сводится:

  • к организации веселой игровой обучающей среды;
  • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.

Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.

Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.

Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.

Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт Шаталова (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.

Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: