Тест э ландольта для определения работоспособности

Тест э ландольта для определения работоспособности

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны.

Статья:

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

Книги по скорочтению для детей

Делимся списком литературы, которая поможет самостоятельно освоить скорочтение или научить этому полезному навыку своего ребенка:

1. «Скорочтение для детей 10-16 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиль Ахмадуллин.

2. «200 текстов для обучения скорочтению. Тренажёр для автоматизации навыка» Гюзель Абдулова.

3. «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» Питер Камп.

4. «Скорочтение» Геннадий Быстров.

5. «Никиткины истории. Книга-тренажер для увеличения скорости чтения младших школьников» Рената Кирилина и Сергей Кирилин.

6. «Быстрое чтение за 10 дней» Эбби Маркс-Бил.

7. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение» Гюзель Абдулова.

8. «Скорочтение» Андрей Андреев.

9. «Развитие мозга» Роджер Сайп.

10. «Книгоед. Курс скорочтения» Юрий Жданович.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше. 
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого. 
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Учись Учиться

User Rating: 4 / 5

Please Rate Vote 1 Vote 2 Vote 3 Vote 4 Vote 5

  1. психодиагонстика
  2. Корректурная проба
  3. психология

2.

Корректурная проба Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак.

В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания.

Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование 1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы.

Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта. Цель эксперимента Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Корректурная проба с кольцами Ландольта Модификация корректурной пробы Бурдона.

Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч. Инструкция: «Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов.

Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. Иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания.

Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть». Обработка результатов: Рассчитать: 1.

Продуктивность внимания (количество просмотренных колец за 5 мин.); 2. Точность выполнения: А = å å +О) Где å — количество правильно вычеркнутых колец; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности.

Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается как Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле С = ( n*100):m Где n – общее количество колец, m – количество вычеркнутых колец. Изучение распределения внимания Психолог предлагает испытуемым следующие задания: А) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1.

Если он сразу начинает сбиваться –

Упражнение «Чертоги разума»

‍Возраст: от 7 лет‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику. 

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку. 

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Почему у ребёнка снижено внимание

Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие

Во
избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка.
Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?. Здоровье

Здоровье

Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.

Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше:
малыш становится рассеянным, апатичным

Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально
следить за имеющимися патологиями

Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и
в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого
здоровья.

Режим сна

Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в
школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и
запоминания необходимой информации.

Физическая активность

Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества
подвижности в образе жизни ребёнка.

Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя
активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и
качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.

Обстановка дома

Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается
дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под
удар.

В итоге успеваемость в школе может упасть, внимание рассеиваться, а ребенок не сможет концентрироваться на предмете и
замкнется в себе. Всегда поддерживайте здоровый климат в семье, и ничто не отвлечет ребенка на пути к достижениям в
учебе

Методика корректурной пробы для оценки внимания у младших школьников

  1. Специфика теста требует индивидуальной работы с каждым испытуемым.
  2. Прежде чем начинать тест, следует быть уверенным, что у тестируемого есть желание выполнять задания, предусмотренные методикой.
  3. Корректурная проба выполняется сидя за столом, в удобной позе.
  4. У испытуемого не должно быть ощущения, что его экзаменуют.
  5. Прежде чем испытуемый начнёт выполнять задание, ему должны быть подробно разъяснены все условия инструкции.

Для интерпретации результатов подсчитывается:

  • общее количество просмотренных за время теста знаков;
  • количество верно отмеченных (вычеркнутых) знаков;
  • количество знаков, которые испытуемый должен был вычеркнуть;
  • Вычисляется показатель «К», обозначающий точность работы: количество верно отмеченных (вычеркнутых) во время пробы знаков делится на общее количество знаков, которые нужно было отметить, и результат умножается на 100% (K=m/n*100%).

Методика «Найди и вычеркни»: автор, суть, предназначение

В период обучения ребёнка (это касается не только школьного возраста детей) очень важный показатель восприятия информации — внимание. Именно от этой категории зависит умственная и физическая деятельность малыша, вычленение и усвоение полезных знаний

Тестирование по методике «Найди и вычеркни» даёт возможность проанализировать умение ребёнка длительно удерживать интерес на каком-либо предмете или понятии — устойчивость внимания. Также диагностика позволяет сделать вывод о продуктивности этого состояния сознания, сосредоточенности, его объёме.

Доктор психологических наук Марцинковская Татьяна Давидовна стоит у истоков создания и применения этого исследования. Сначала методика предназначалась для определения переживаний деток в период социализации (дошкольников 5–6 лет и младших школьников). В дальнейшем тестирование было адаптировано под малышей 3–4 лет. Сделал это доктор наук в области психологии Доценко Евгений Леонидович при изучении психологического состояния личности в период взросления.

Суть диагностики заключается в вычёркивании определённых фигур, представленных на бумажном листе. Рисунки простые и не вызывают у детей трудностей в восприятии: домики, грибочки, мячи, флажки, ведёрки.

Методика «Кольца Ландольта»: тестовые задания и обработка результатов

В данной статье речь пойдет о методике «Кольца Ландольта».

Вы узнаете о том, где именно может применяться данная методика, для чего ее используют и в целом как работать с теми данными, которые вы получили после работы с этой пробой. Данная методика является модификационной работой Б.

Бурдона, которая основана на корректурной пробе Э.

Ландольта, французского офтальмолога.

Но так или иначе, пробу все равно называют методикой «Кольца Ландольта».

Теперь следует перейти к самому описанию этой методики.

Эта проба помогает выявить уровень внимания тестируемого человека и усовершенствовать его. Если впервые взглянуть на тестовый лист, на котором в плотных рядах расположены круги с прорезями в разных местах, можно прийти в небольшое недоумение от мысли о том, что далее с этим рисунком тестируемому предстоит работать.

Кольца Ландольта относятся к одному из видов тестовых заданий. Это очень легкий и довольно быстрый способ проверки внимания.

Помимо этого, не составляет большой сложности проверка результатов. Иногда в медицине требуется проверка внимания людей с какими-либо заболеваниями или же для получения какого-либо медицинского допуска.

В таком случае самым распространенными методом проверки является проба Ландольта. Но чаще всего именно в школах применяют кольца Ландольта. Для младших школьников этот тест является достаточно простым и понятным.

Как и технику чтения, у учащихся проверяют уровень внимания, а также с помощью этой же пробы совершенствуют его.

Делать проверку Ландольта следует с детьми старше возраста семи или восьми лет. Для более младших данная проба может показаться слишком сложной и просто не даст необходимого результата. Перед тестируемым размещается листок с кольцами Ландольта. После того, как ему объяснят цель его работы, необходимо будет засечь время начала тестирования.

Упражнения для детей

В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.

Популярные упражнения:

1. «Следи за строкой»

Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.

2. «Пройди лабиринт»

Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.

3. Техника «Сбор урожая»

Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.

4. «Непослушная книжка»

В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.

5. «Отыщи слово»

Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.

Что делать, если подросток невнимательный?

Работать над развитием способности концентрироваться. Ведь это такой же навык, как и любой другой. Тем более, что для его тренировки существуют простые, понятные и эффективные упражнения. Главное, поймите: подросток уже умеет быть внимательным, просто сейчас этот навык находится под контролем эмоций.

Простой пример: попросите ребёнка рассказать о компьютерной игре, в которую он сейчас играет или о фильме, который недавно посмотрел. Вы удивитесь, как много запомнил «невнимательный» подросток.

Дело в том, что люди от природы легко концентрируются на интересных вещах

Это называется непроизвольным вниманием. Наша задача — научить ребёнка контролировать внимание, сделать его осознанным

В этом помогут регулярные тренировки, а чтобы подросток занимался с удовольствием превратите скучные занятия в интересную игру.

Методика тестирования внимания Т.Д. Марцинковской и Е.Л. Доценко

Внимание — важный показатель интеллектуального развития ребёнка и готовности к школе. В НИИ физиологии детей и подростков докторами психологических наук Т.Д

Марцинковской и Е.Л. Доценко пред­ложена методика «Найди и вычеркни» для диагностики умствен­ной работоспособности и внимания у детей 3-6-летнего возраста.

Методика «Найди и вычеркни» — удобный и простой способ определить, насколько хорошо ребёнок способен концентрировать внимание, переключать его и усваивать информацию. Данные этого теста особенно пригодятся родителям для самостоятельной предварительной оценки готовности ребенка к подготовительным курсам в школе

Методика рассчитана на детей 2-х возрастных категорий: 3–4 года и 5–6 лет.

На выполнение задания ребёнку выделяется 2,5 минуты, в течение которых ему необходимо 5 раз вычеркнуть по 2 предмета на выбор взрослого. На работу с одной парой отводится 30 секунд. Каждую фигурку необходимо вычеркивать определённым образом: например, домик горизонтальной чертой, а грибок — вертикальной. Пример вычеркивания показывает взрослый.

Оценка продуктивности внимания

Для подсчёта общего уровня продуктивности внимания используется формула: S = (0,5N-2,5n)/t, где

S — продуктивность внимания

N — количество просмотренных ребенком фигур

n — количество ошибок, допущенных ребенком (пропуски нужных фигур, исправления, зачеркивание не тех картинок, неправильное зачеркивание,)

t — время, потраченное на работу, 150 (общий показатель для весь тест) и 30 секунд (работа с одной парой фигур)

По этой формуле рассчитываются 6 показателей: 5 для 30 секундных отрезков и 1 общий показатель для всего времени работы над тестом.

После подсчёта результатов получившиеся значения переводятся в баллы. Оценка продуктивности внимания проводится по общему значению S.

Продуктивность S Баллы Оценка продуктивности внимания
> или = 1,25 10 баллов очень высокие показатели
от 1 до 1,25 8–9 баллов приемлемый уровень
от 0,75 до 1 6–7 баллов средние показатели и продуктивности
от 0,5 до 0,75 4–5 баллов средний уровень
от 0,25 до 0,5 2–3 балла низкий уровень
от 0 до 0,24 0–1 баллов очень низкий уровень

Оценка устойчивости внимания

Значения продуктивности S для каждого из периодов используются для оценки устойчивости внимания путем построения графика, наглядно показывающего изменения продуктивности во времени.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

Описание Баллы Уровень Пример на графике все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны 10 баллов высоко устойчивое внимание кривая 1 все точки графика расположены в 2 зонах 8-9 баллов устойчивое внимание кривая 2 все точки графика располагаются в 3 зонах 6-7 баллов среднеустойчивое внимание кривая 3 все точки графика располагаются в 4 зонах 4-5 баллов неустойчивое внимание кривая 4 все точки графика располагаются в 5 зонах 3 балла крайне неустойчивое внимание кривая 5

Ниже представлены некоторые общие случаи, сравнение с которыми позволит Вам определить степень продуктивности и устойчивости внимания Вашего ребенка.

Характерные примеры результатов:

График №1 соответствует высокопродуктивному и высокоустойчивому вниманию. Все точки графика находятся в пределах 1 зоны, и общая продуктивность принимает значения от 1 до 1,25.

График №2 — это график низкопродуктивного (общая S от 0,25 до 0,5), но устойчивого внимания.

График №3 представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.

График №4 является графиком средне продуктивного, но неустойчивого внимания. Снижение продуктивности внимания со временем говорит нам о низкой работоспособности ребенка.

График №5 соответствует средне продуктивному и крайне неустойчивому вниманию.

Эти бланки можно использовать для тренировки внимания. Для отслеживания динамики тренировок мы рекомендуем данные заносить в журнал регистрации результатов.

Хочется отметить, что у Адели тестирование на подготовительных курсах в школу проводилось в более жестких условиях: общее время тестирования составляло 10 минут — 5 интервалов по 2 минуты, а фигуры были менее отличны друг от друга. Я наблюдала, как дети выходили из кабинета заплаканные от того, что не выдерживали 10 минут напряженной работы, требующей огромной концентрации и работоспособности.

Для тренировки произвольного внимания могу посоветовать пособия-тренажер «Корректурные пробы» всего за 59 руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: