Закономерности 7-8 лет

Ход занятия:

— Ребята, давайте поздороваемся с гостями… и поприветствуем друг друга. Коммуникативная игра: «Подари улыбку».

— А теперь, посмотрите что у меня в руках…мячик. Еще мы называем его помощником, а почему? (мячик помогает нам считать).

1 задание.

— Вот и сейчас мы с вами будем передавать мяч и считать до 10, а потом обратно (хорошо вы отлично справились).

2 задание.

— Я буду бросать мяч и называть число, а вы будете продолжать считать до 10 от моего числа.

3 задание.

— А теперь давай те вспомним соседей наших чисел.

4 задание.

Сейчас мы будем садиться на свои места, а где ваше место вы знаете? Для того, что бы найти свое место надо будет внимательно рассмотреть числовую дорожку и найти пропущенное число. Это и будет номер вашего места.

5 задание.

-Я прошу вас выложить лесенку от самой низкой до самой высокой ступеньки.

— Какого цвета самая высокая ступенька? (Оранжевая, а какая она по счету?

— Какого цвета самая низкая ступенька? (Белая, а какая она по счету?

— А какая по счету желтая ступенька?

— А какому числу соответствует красная ступенька?

6 задание.

-Сейчас я познакомлю вас с одним очень интересным словом ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. Как вы думаете, что это значит?

— Закономерность значит закон, порядок, правило по которому мы будем действовать. Давай те попробуем.

— Я хотела повесить в группе флажки, но не успела. Вы мне поможете? Посмотрите я уже начала. – Какой флажок на первом месте? А за ним? Потом опять повторяется. А какой теперь мне нужен флажок? Почему? Вот мы и украсили нашу группу. Мы использовали закономерность.

– А вам я предлагаю построить заборчик, используя другую закономерность.

— Поставьте белую палочку, за ней розовую, за ней опять белую, за ней розовую. Как вы думаете, какая палочка будет следующая? (правильно, белая, а почему?

— Это и есть закономерность. Продолжите строить заборчик сами.

7 задание.

-Теперь мы убираем палочки, и готовим математические пеналы.

— Сейчас мы будем нанизывать бусины, используя закономерность. Послушайте какую.

Первая бусина круг, следующая квадрат, следующая треугольник, опять круг, а теперь как вы думаете что? Продолжите сами.

Физминутка.

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. Тысячи цветов вокруг.

На лугу растут цветы, небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, только это не беда.

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

Вот какие у меня красивые цветки, а как же они называются?

Как много цветов, красивых, ароматных.

Посмотрите, а на этой клумбе цветов нет. Что же делать? Давайте посадим с вами цветы?

8 задание.

— Скажите, пожалуйста, а какой сегодня день недели, могу подсказать, что он второй.

Случилась беда, все дни недели перепутались. Помогите мне их расставить по порядку.

Игра «Живая неделя».

Физкультминутка: 2 раза

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова — это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать — это «пять».

Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Отдых наш – физкультминутка-это,

Занимай свои места.

Задание : «Назови соседей цифры».

(устно)

-Назовите число за которым следует число 9( 8)

— Назовите число, следующее за числом 9? (10)

— Назовите «соседей» числа 9? (8,10)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Задание : «Составь пример»

-У вас у каждого на столе лежат разноцветные счетные палочки. Давайте составим примеры на сложение с числом 9.

( самостоятельная деятельность:5+4 ;3+6;4+5;6+3 и т. д.)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Загадки и задачи

Их активно можно использовать в таком возрасте, например:

  • сосчитать лапы у животных, фрукты или овощи на столе;
  • отсортировать по форме или размеру геометрические фигурки;
  • разложить несколько картинок и выбрать среди изображений животных и растений опасные, съедобныех, способные двигаться и др.
  • посчитать до 15, а потом от 5 в обратном порядке.

Задачи для развития логики можно легко включать в повседневную жизнь, например, во время прогулки:

  • поиграть с малышом в «съедобное-несъедобное», «я вижу 7 красных предметов» (ребенок должен найти их и назвать);
  • попросить сказать, что находится дальше, а что ближе, что меньше, а что больше и т.п.

А вот задачки-загадки:

  • Ходят по двору утки. Ваня насчитал у них 8 ног. Сколько уток во дворе?
  • У Маши 3 пары носков. Сколько их у Маши всего?
  • На площадке играли 5 детей. Двое ушли домой, а потом вернулись. Сколько стало теперь детей на площадке?
  • На дереве было 6 груш. Все дети сорвали по одной и на дереве осталось 2. Сколько было детей?
  • В коробке были конфеты. Даша взяла 3, а Саша на 1 больше. Сколько конфет теперь съест Саша?

В 6-7 лет занятия по развитию логики с ребёнком особенно важны, потому что от их успешности во многом будет зависеть учеба в школе. Поэтому отбирать задания нужно тщательно.

Способы развития логического мышления

Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:

  1. Шахматы;
  2. Шашки;
  3. Нарды;
  4. «Монополия» («Большой бизнес»);
  5. «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
  6. Карточные игры («Манчкин», «Уно»).

Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:

  1. Ребусы;
  2. Графические головоломки;
  3. Текстовые задачи;
  4. Загадки;
  5. Анаграммы;
  6. Пазлы;
  7. Кубик Рубика;
  8. Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).

Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.

  • Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
  • Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
  • Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.

Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.

Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.

Задачи на поиск закономерностей

Математическая закономерность – это конкретное правило, согласно которому в числовом, фигурном либо ином ряду компонентов совершается повтор либо изменение самих компонентов, либо их качеств в соответствии с установленным правилом.

Решая такого вида головоломки, ребенок может узнать:

  • Что такое закономерности, и их разновидности.
  • Что нужно для того, чтобы начать выполнение головоломки.
  • Как строятся выводы о том, какое число, символ либо фигура должны продолжить представленный ряд.

Примеры:

Задание 1. Найдите подходящий числовой ряд.

Ученый купил новую тетрадь, чтобы записывать в ней счет тайных опытов. Когда неделя подходит к концу, он помечает, сколько опытов он провел. Найдите числовой ряд, походящий под это условие.

  • 1, 4, 4, 2, 5, 6
  • 3, 5, 7, 7, 10
  • 1, 2, 5, 15, 18
  • 7, 3, 5, 5, 3, 14

Ответ: 3, 5, 7, 7, 10 и 1, 2, 5, 15, 18.

Возможно, что числа будут абсолютно различные. Однако каждое следующее число обязательно должно быть выше либо оставаться прежним (если в день записи ученый опыты не проводил).

Задание 2. Установите закономерность и продлите числовой ряд.

Чтобы ученый мог дальше проводить опыты, ему нужно помочь установить закономерность в ряду. Помогите ученому и продлите ряд на 2 числа.

23, 23, 21, 25, 19, 27 …

Ответ: 17, 29

С самого начала в закономерности каждое число на 2 меньше предыдущего, а далее — на 2 больше предыдущего.

Игры на развитие мышления у дошкольников

Пять игр ниже объединяют навыки логического мышления в игру и усиливают развитие логического мышления у младших школьников. Когда вы вводите новую игру, будьте внимательны к тому, насколько ваш ребенок заинтересован в этой деятельности, и сохраняйте игривый тон и манеру поведения. Если ваш ребенок не совсем готов к занятиям на логика для детей 6 7 8 лет, попробуйте еще раз через несколько недель или месяцев.

Башни-близнецы

Для этой игры вам понадобятся строительные блоки, цветные кубики или Lego. Расположите ребенка напротив вас на полу или за столом и поместите между вами высокий ящик или папку, чтобы ваш ребенок не мог видеть, что вы строите на своей стороне.

Начните с двух блоков двух разных цветов, постройте башню и объясните ребенку игру следующим образом: «Я только что построил башню из двух блоков. Я использовал синий и желтый. Можешь ли ты попытаться построить башню, как моя? Я дам тебе подсказки. Зная уровень понимания вашего ребенка, начните давать подсказки, такие как: «синий блок внизу» и «другой блок вверху».

Если ваш ребенок успешно строит «башню-близнец», попробуйте сделать подсказки более сложными, используя слово «НЕ». Пример: «Синий блок НЕ сверху». Понимание этого вида подсказки требует другого уровня мышления и может быть слишком сложным. Если это так, делайте подсказки простыми и понятными, и вместо этого добавьте трудности, используя больше блоков разных цветов и строя более высокие башни.

Прятки с изюминкой

Большинство дошкольников любят прятки. В этой версии ваш ребенок прячет игрушку или чучело где-то в вашем доме, и вы задаете вопросы о том, где оно спрятано. Ваш ребенок кивает или качает головой, чтобы указать ответы. Задайте вопросы, такие как: «Это спрятано в комнате, в которой кто-то спит?» «Это скрыто, где кто-то сидит?» «Это спрятано возле стены?» Это требует того, чтобы ваш ребенок подумал о каждой подсказке и подумал, истинна она или нет, в зависимости от того, где спрятан объект.

Младшие дети не всегда будут давать вам правильные ответы, поэтому следите за задаваемыми вопросами. Когда объект найден, избегайте исправления каких-либо ошибок в подсказках и вместо этого просматривайте их вслух: «О, он был скрыт там, где кто-то сидит, но НЕ БЫЛ скрыт там, где кто-то спит!» Даже если ваш ребенок еще не реагирует должным образом, вы используете словарный запас логического мышления во время веселья!

Линия игрушки

Эта игра требует, чтобы ваш ребенок думал о порядке и атрибутах. Чтобы играть, вам нужно четыре или пять игрушек или маленьких чучел животных и, для дополнительного удовольствия, ваш смартфон. Когда ваш ребенок не смотрит, поместите игрушки или животных в ряд, как будто они выстроены в очередь, чтобы куда-нибудь пойти.  Как только игрушки в порядке, сделайте снимок с помощью телефона. Затем отодвиньте игрушки назад со своих позиций.

Теперь спросите у своего ребенка: «Хочешь поиграть в угадайку?» Попросите вашего ребенка расположить игрушки или животных в одну линию в соответствии с вашими указаниями, используя подсказки, которые требуют больше размышлений, чем «первый, следующий, последний …». Например, вы можете сказать: «Я ставлю игрушку на колесиках первой в линию.» «Животное с пятнами является последним в очереди». «Игрушка с длинными ушами за машиной» и т. Д.

Чтобы вознаградить успех, покажите ребенку фотографию, которую вы сделали, и сравните с ее составом. В конце концов, ваш ребенок может с удовольствием поменяться ролями и дать вам указания.

Двусторонняя игра «Форма и цвет»

Эта деревянная головоломка не только усиливает атрибуты формы и цвета. Он требует от игрока использовать навыки секвенирования, причинно-следственной связи и умозаключений и обладает большой универсальностью. Это может быть введено как одно пользовательское занятие, и, когда ваш ребенок готов, в него играют два игрока. Эта игра, также популярная среди детей дошкольного возраста, развлекает все навыки логического мышления в увлекательной игровой форме.

Игра «Красная Шапочка»

Удостоенная наград игра, включающая в себя книжку с картинками и многоуровневые задания, ваш дошкольник будет наслаждаться ею много лет. Цель состоит в том, чтобы проложить путь для Красной Шапочки, чтобы она могла добраться до дома бабушки, и наряду с визуальным восприятием и пространственным мышлением, навыки планирования и решения проблем практикуются и укрепляются. Логические задачи для детей 7 8 лет хорошо описаны во многих книжках для подготовки дошкольников к школе. Ваш ребенок будет использовать многие мыслительные навыки и получит удовольствие от успешного достижения цели!

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления

Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика — это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Речевые задания

Такие занятия учат детей анализировать слуховую информацию, которую им диктуют. Например, можно произносить 2 слова (названия фруктов, сезонов и пр.), а ребенок рассказывает про их отличия между собой: лимон и банан, зиму и осень, утро и вечер, жука и муравья и т.п.

Очень полезно по картинкам составлять рассказ с концовкой. Если ребенок затрудняется, не следует ругать его за глупость, нужно помочь.

Эффективны и увлекательны для ребенка занятия по нахождению ассоциаций, поисков слов-антонимов или синонимов, описанию различных предметов.

Дети любят угадывать предметы по названным признакам, например:

  • зеленый, полосатый, съедобный (арбуз);
  • горький и вызывает слезы (лук);
  • любит малину и живет в лесу, катается в цирке на велосипеде (медведь);
  • ее любят зайцы, она цвета солнышка и длинная (морковь);
  • хотел съесть козлят, Красную шапочку, щелкает зубами, серый (волк) и пр.

Можно потренировать малыша на слова-антонимы:

  • веселый – грустный;
  • глупый – умный;
  • белый – черный и др.

Слова для синонимов:

  • небольшой – низкий;
  • короткий – мелкий;
  • умный – разумный, мудрый, благоразумный и т.д.

Настольные логические игры и головоломки

Психологи считают их самыми эффективными для развития мышления и логики, потому как в ходе игры ребенку приходится планировать, строить стратегию и мыслить.

К настольным играм для детей можно причислить лото, домино, шашки, шахматы, морской бой, головоломки со спичками (лучше со счетными палочками).

Игры со спичками:

  • сложить из 5 спичек 2 треугольника;
  • сложить 5 квадратов из 16;
  • сложить из коробка спичек буквы алфавита или разные слова.

Головоломки тоже помогают развить логическое мышление, например:

  • лабиринт – внутри него дорожки, через которые нужно провести шарик;
  • найти путь в лабиринте для кота, мышки и пр.;
  • на картинке найти отличия в одинаковых рисунках;
  • отыскать на картинке среди спрятанных предметов животных и пр.

Головоломки учат внимательности, логике и усидчивости. Даже кубик Рубика помогает в развитии логического мышления и сообразительности. Ребенок в 6 лет уже может его собирать.

Игра ТЕРЕМОК

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один из детей заселяется в теремок первым, а остальные должны к нему подселиться. Каждый приходящий в теремок может попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет, заселившегося первым. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?». Тот кто назовёт общий признак – заселяется в теремок.

Например, первый выбрал машину.

— Тук-тук. Кто в теремке живет?
— Это я, машина.
— А я стол. Пусти меня к себе жить?
— Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

— Я похож на тебя тем, что я служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы). Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме-гараже, и я живу в доме (в комнате). У тебя четыре колеса, а у меня четыре ножки. Машина может ездить, и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

Шахматные задачи для начинающих

Задания такого рода будут вызывать интерес у детей, имеющих желание увлекаться шахматами. Из-за многообразия вариантов у детей имеется возможность без помощи других ознакомиться со схемой, создать индивидуальный план достижений, рассмотреть ситуацию на доске и произвести умозаключения. Основная цель — обучить его игре с настоящим соперником.

Начать нужно с несложных шахматных заданий на мат в 1 и 2 хода, а уже позже можно пробовать комбинации сложнее в 3 и 4 хода.

Задание 1.

Задача состоит в том, чтобы упрятать кролика от ладьи. Ладья имеет право двигаться по полю в горизонтальном и вертикальном положении на любое число клеточек. Однако ладье запрещено перескакивать через клеточки, на которых изображены ели. Ей позволено подбить фигуру соперника, если будет находиться на клеточке рядом с ним. Какое суммарное количество получится клеточек, на которых кролику суждено упрятаться.

Ответ: 9.

Задание 2. Необходимо обеспечить мат черному императору, используя при этом 2 хода. Первый шаг должна сделать белая фигурка. Встречный шаг совершает черный император, далее следующая белая фигурка ставит мат. При этом белые фигурки не имеют права стать на растение, опрокинуть его или перескочить поверх него. Все фигурки совершают шаги по принципам шахматной игры.

Ответ: Ход 1: Ладья G2 — G7. Так, чёрный император имеет преимущество ступить на 7-ю горизонталь. Встречный шаг чёрного императора только по 8-й горизонтали.
Ход 2: Ладья E1 — E8. Мат.

Лучшее время для развития мышления

Кроха учится мыслить с помощью предметов, а затем и с помощью образов. К 6-7 годам все ярче проявляется способность логического осмысления информации. Нельзя отставать от природы.


Научите детей разгадывать ребусы

Взрослые должны действовать на опережение и тренировать ум ребенка, ведь первые 7 лет жизни – самое благоприятное время для развития природного потенциала.


Чтобы решать логические задачки, у детей надо развивать внимательность

Если взрослые позаботятся о создании развивающей среды для малыша, то к 7 годам он сможет:

  • решать мыслительные задачи, не привязанные к конкретной ситуации;
  • рассуждать о причинах поступков людей и явлений природы;
  • формулировать вопросы о причинах событий;
  • планировать действия на основе их предварительного обдумывания;
  • экспериментировать, изучая окружающий мир;
  • сравнивать;
  • обобщать;
  • классифицировать;
  • анализировать.

Для чего нужно развивать и применение в жизни

Взрослому человеку без логики вообще сложно жить на белом свете. Если у дошкольника, школьника эта структура мышления проседает, тут все понятно: “Дети…” – скажете вы и тяжко вздохнете. Тогда как к взрослым уже другие требования. И если на вопрос “Что ты сделал?”, вы отвечаете “Во вторник”, тогда тут явно нестыковочка получается.

Мы уже рассмотрели с вами составляющие логического мышления, и без них в жизни сложно обойтись. Мы не сможем объединять понятия, классифицировать их и из поведения людей или ситуаций делать выводы, и будем наступать на одни и те же грабли.

Помню, когда сдавали зачет по предмету “Логика”, некоторые однокурсницы 5 раз ходили и никак не могли сдать. И в жизни у них прослеживалось вот это “наступание на грабли” – парень несколько раз унизил, другая с первого раза бы ушла, а эти терпят, к сессии вовремя не подготовились, другие уже сдали давно и отдыхают, а эти пыхтят. В чем проблема? В том, что выводы не делали, не анализировали. Вот вам и проблемы с логикой!

Еще пример: обратимся к нашим праотцам. Логика позволяла людям избежать не просто проблем, а даже спасти свою жизнь. Наблюдая, как во время грозы молния попадает в дерево, развивается пожар, они делали вывод, что их ждет опасность. Именно оттуда пошла привычка прятаться во время грозы. Да и просто неудобно, когда капли за шиворот падают!

Мы пришли к тому, что таки логическое мышление нужно развивать и делать это желательно как можно быстрее, чтобы не напортачить в своей жизни! И вам даже не придется париться, искать, где это лучше сделать. Я уже подготовила для вас уникальную подборку курсов по развитию мышления, где вы найдете ответы на все вопросы.

Для освоения логики нужно совмещать теорию и практику, с помощью упражнений довести логические составляющие до автоматизма, чтобы потом легко применять в реальных ситуациях.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

— у неё должен быть продуманный сюжет;

— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;

— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;

— необходима наглядность: в ней – половина успеха

Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Развитие логического мышления у детей, цели и задачи

Для себя педагог или родитель ставит такие задачи, как формирование логических приемов умственных действий у дошкольников. В их список входят анализ, синтез, классификация, обобщение, сериация, моделирование, комбинаторика, выведение алгоритмов, решение ребусов и задачек на смекалку, а также раскрытие скрытого смысла. Помимо этого вы следите за тем, чтобы стимулировалось развитие произвольного внимания, познавательных интересов, творческого воображения. Нельзя не отметить большую пользу при выполнении упражнений на развитие логики и мышления у детей длят коммуникативных навыков, формирования уверенности в себе и своих силах.

Какие задания для ребенка для развития логики можно давать

  • В первую очередь вы учите детей правильно выполнять упражнения на выделение общих и отличительных признаков и свойств предметов, явлений.
  • Затем малыш тренируется в определении отношений между сравниваемыми предметами.
  • Иногда возникают трудности со следующим этапом, особенно у деток с нарушениями развития, где необходимо делить объекты по классам относительно заданного основания.
  • Когда эта ступень преодолевается, вы включаете в свои занятия задания на деление объектов по классам относительно самостоятельно выбранного основания.
  • Далее берем упражнения на развитие аналитико-синтетического мышления.

От года до двух преобладает стадия формирования и развития сенсомоторного интеллекта, когда малыш все познает путем прямого контакта с окружающими его предметами. После двух лет (у детей с особенностями развития после 3-4 лет) и до 6-7-летнего возраста идет становление мышления, базирующегося на наглядных представлениях о предметах и уже совершенных действий с ними. Не зря детишки в этом периоде обожают все делать руками: лепить, резать, рисовать, собирать конструкторы и пазлы. Все это является предпосылками к более сложным этапам мыслительной деятельности.

Ближе к школе ребенок начинает давать логические объяснения выполняемым действиям, способен менять точку зрения с помощью взрослых – он перешагивает на ступень конкретных операций с предметами. Здесь можно отметить любовь ребенка к образам и склонность к фантазированию, потому что его воображение яркое и живое, что отражается, например, в рисовании. Это хорошие признаки для развития абстрактного мышления в будущем.

Дошкольники и младшие школьник могут устанавливать лишь один базис, по которому сравнивают предмет. Они ищут только различие или сходство, но не оба этих критерия одновременно. Постепенно решение задач идет вне ситуации, мыслительные процессы сопровождаются предварительными планомерными рассуждениями. Дети экспериментируют и открывают новые стороны ранее изученных предметов (явлений), видят их с другой позиции, начинают определять скрытые связи и причинность происходящих процессов.

Безусловно, у детей с нарушениями развития речи, интеллекта, моторики, психики эти этапы двигаются медленней, но они все равно есть. И наша задача – стимулировать их, а не пускать самотеком. Я не призываю родителей к выполнению с ребенком сложных задач и, например, развивать абстрактное мышление в 3-4 года, но формировать некий базис, предпосылки к этому процессу все-таки надо!

Игровое упражнение СРАВНИ ДВЕ ФИГУРЫ

Цель:

  • подвести детей к необходимости выделения основания сравнения при сравнении двух фигур;
  • познакомить детей с алгоритмом действия сравнения.

Оборудование:

  • карточки с признаками геометрических фигур,
  • набор цветных фигур по количеству детей.

— Ребята, как-то неделю назад, между двумя мальчиками возник спор. Один мальчик говорил, что эти две фигуры одинаковые, а другой — разные. (Показывает два круга, отличающиеся по цвету.) Как вы думаете, кто из них прав?
— Прав и тот и другой, так как по форме и размеру они одинаковые, а по цвету они разные.
— Так от чего же будет зависеть правильность ответа? … Наверное, от того, по какому признаку мы будем их сравнивать? Сейчас я вам покажу ещё две фигуры. Скажите, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Карточки с признаками фигур висят на доске.)

Работа с набором цветных фигур:

— Покажите две фигуры, которые похожи только цветом; только формой; только размером.
— Покажите две самые непохожие фигуры.
— Выберите из набора две любые фигуры и составьте про них рассказ, то есть расскажите, чем они отличаются и чем похожи.

Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Цель:

научить находить похожую фигуру по любому признаку.

Раздаточный материал:

карточки со всеми цветными геометрическими фигурами (24 шт.).

1 вариант — дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей — выкладывать по очереди свои карточки, называя, чем похожа его фигура на последнюю. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.

2 вариант – признак, по которому дети должны выставить свою фигуру только один, и он всё время меняется. Например, сначала нужно выложить фигуру, похожую цветом. Следующий игрок должен выложить фигуру, похожую формой, следующий — размером и опять цветом, формой и размером.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: