Раннее развитие по методике монтессори

Состояние пространственной ориентировки

Уровни развития:Низкий — не ориентируется на плоскости и в пространствеНиже среднего — владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-левоСредний — ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затрудненияДостаточный — пространственная ориентировка соответствует возрасту

Дополнительно:
Нечеткая координация движений.
Затруднение при определении правой, левой стороны.
Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно.
Неправильное расположение написанного на листе бумаги.
Схема тела не сформирована.
Правильно определяет части тела.
Причинно-следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого.

Блоки цилиндров

Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий — самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже — мельче, широкое – узкое, шире — уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки).

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии) и уже только потом карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия.
Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
Пальчиковый театр

Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь

А главное — играем и общаемся!

Состояние речевой моторики

Движения: наличие, отсутствиеОбъем выполняемых движений:
полный — выполнены все движения,
неполный – выполнена часть движений,
нарушен – искажена серия движений или опущены движения

Точность выполнения:
сохранна – все движения (часть) выполнены в данной последовательности,
нарушена – поиски артикуляции или дополнительные движения

Активность: нормальная, заторможенность, расторможенность

Мышечный тонус:
сохранен – движения выполнены с необходимой силой и напряжением
нарушен – движения (часть) выполнены вяло
без достаточного напряжения артик. мышц
нормальное напряжение, пониженный, вялый, повышенный, чрезмерно напряженный

Темп выполнения:
нормальный – одно движение выполняется за другим без пауз,
замедленный – между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 сек.,
ускоренный – движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение
еще до конца не выполнено

Мимика: сохранна, амимичность, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ)

Длительность удержания заданного положения:

Наличие синкинезий: нет,
есть — при выполнении упр. появляются дополнительные движения в артикуляционных и мимических мышцах
наличие добавочных, лишних, содружественных движений

Двигательность удержания органов в заданном положении:
Способность к переключению одного движения на другое:
плавное, толчкообразное, переход с лишними движениями

Слюнотечение:
гиперсаливацияТип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки:
активный, рефлекторный, пассивный, функциональный

Особенности, состояние двигательных функций:
равномерность работы мышц языка,
двигательные функции сохранны,
наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса и т.д.
(усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках),
(степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений).
паретичность,
спастичность,
гиперкинезы,
апраксия,
девиация
замена одного движения другими,
тремор кончика языка при повторных движения и удержания позы
увеличение гиперкинезов
замедление темпа движений при повторных движениях
отклонение кончика языка при высовывании
отклонение маленького язычка в сторону
сглаженность носогубных складок:
замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз

Уровни развития:Низкий — объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппаратаНиже среднего — неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражненийСредний — статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затрудненияДостаточный — строение и подвижность органов артикуляции без особенностей

Оценка:5 баллов — все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

4 балла — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;

3 балла — движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;

2 балла — для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;1 балл — невыполнение, отказ от деятельности.

Состояние лексико — грамматического строя

Тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу

Развернутость предложения (длина в среднем);Степень выраженности аграмматизма: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), гипергенерализация, неустойчивые ошибки

Характер аграмматизма:
ошибки при изменении окончаний сущ. по числам и падежам,
ошибки в употреблении простых предлогов: пропуски, замены,
ошибки при употреблении в речи более сложных предлогов,
ошибки при употреблении приставок глаголов,
ошибки при согласовании числи. с сущ.,
искажение числовых окончаний имен прилаг.,
нарушение структуры предложения: пропуск членов и неправильный порядок слов,
ошибки при согласовании прилаг. с сущ. в роде и числе
искажение суффиксов имен прилаг.,
отсутствие грамматических средств,
смешение моделей,
нарушение порядка слов в предложении,

Особенности лексики:
незнание или неточное употребление общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела,
замены семантически близких слов,
замена словообразовательными неологизмами,
замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции,
большая степень немотивированности ассоциаций,
редко употребляющие слова заменяются другими,
ошибочно используются слова обобщающего значения,
вербальные парафазии,
несформированность семантических полей,
трудности актуализации словаря,

недостаточность выделения дифференцированных признаков значений слов,
испытывает трудности в подборе слов-антонимов, эпитетам к предметам,
испытывает трудности в употреблении обобщающих понятий,
не может употреблять обобщаюшие слова
трудности в словообразовании, (н-р: в образовании детенышей животных),

наибольшие трудности вызывают согласование имени сущ. ср. рода с числ. пять,
трудность в употреблении сложных предлогов: опускание, замена, недоговаривание,
допускает значительное количество ошибок на изменение сущ. по числам,
затруднения на согласование прилаг. с сущ. в роде и числе,
не может самостоятельно выполнить задания на словообразование,
название действий заменяет словами, близкими по ситуации и внешним признакам,
название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение,
наблюдается замена названий профессий названием действий,

замена видовых понятий родовыми и наоборот,
из ряда предложенных действий не понимает и не может показать, как штопать,
переливать, распарывать,
не знает оттенков цветов,
плохо различает форму предметов,
в словаре мало обобщающих понятий,
редко использует антонимы, практически отсутствуют синонимы,
затруднения в образовании сущ. с помощью уменьш.-ласкат. суффиксов прилаг. («мехная шапка»),

много ошибок допускает при употреблении приставочных глаголов,
правильно называет и обобщает картинки по группам,
сформированы понятия, процессы, классификации.

Уровни развития:
Низкий — речь резко аграмматична
Ниже среднего — допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании
Средний — допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении
Достаточный -грамматический строй близок к возрастной норме

Нарушения формирования гр. строя речи:
Неправильные формы сочетания слов в предложении:
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний сущ., мест, прил.
неправильное употребление падежных и родовых окончаний колич. числ.,
неправильное согласование глагола с сущ. и местоим.,
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаг. в прош. времени,
неправильное употребление предложно-падежных конструкций

Роль дидактического материала в системе Монтессори

 Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Как помочь развить крупную моторику?

Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!

  • С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.

Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.

Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.

Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.

Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.

Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики

  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: