Диагностические критерии
Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:
- Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
- Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
- Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
- Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
- Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.
Другие признаки
Вместе с упомянутыми критериями определить наличие какой-либо стадии УО можно по следующим признакам.
В первичный период развития здоровый ребенок овладевает простыми навыками, которые по мере взросления хорошо осваиваются и переходят к более сложным. Адаптивные и интеллектуальные проблемы становятся заметны в процессе развития ребенка. Когда они проявятся, зависят от вида, причины и степени умственной отсталости.
Этапы развития (моторика, речь, социализация) детей с интеллектуальной инвалидностью такие же, как и у здоровых, но проходят заметно медленнее, то есть, определенного уровня они достигают намного позже. При легкой форме умственной отсталости отставание от сверстников становится заметным только при начале обучения в школе (трудности с обучаемостью), а при тяжелой – в первые годы жизни.
Как правило, если интеллектуальная инвалидность передана по наследству (генами), то это сказывается на внешнем виде человека.
У олигофренов чаще встречаются физические, неврологические и другие проблемы со здоровьем. Для таких индивидов также обычны нарушения сна, тревожные расстройства, шизофрения. Распространены диабет, ожирение, заболевания передающиеся половым путем, эпилепсия.
Люди с легкой и умеренной степенью интеллектуальной инвалидностью говорят намного хуже своих сверстников, как младшие по возрасту. Чем выше уровень расстройства, чем хуже речь.
Нарушения поведения, свойственные олигофренам, связано с дискомфортом, испытываемым ими при общении, невозможности довести до других свои мысли, с недопониманием их желаний и потребностей. Кроме этого, они страдают от социальной изоляции. Отсюда и вытекают проявления волнения, тревожности, нервозности и т.д.
Поддержка людей с УО
Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни
Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.
Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.
Плюсы и минусы системы
Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.
Плюсы
Среди преимуществ системы можно выделить:
- на развитие детей взрослый практически не влияет или делает лишь незначительное вмешательство, что позволяет малышу осваивать мир без навязанных предубеждений;
- методика позволяет детям самовыражаться и учитывает индивидуальные особенности;
- детей не заставляют, а мотивируют учиться, их не хвалят, но и не ругают, потому процесс обучения проходит не настолько травматически;
- дети получают свободу, независимость и развивают умение самостоятельно планировать и организовывают свою деятельность;
- система учитывает периоды развития детей, совершенствует мелкую моторику, развивает чувства;
- быстро прививает навыки самообслуживания, ответственности, самоконтроля;
- развивает интеллект, речь, логически-аналитическое мышление;
- дает представление о мировых реалиях и контактах с другими людьми (если малыш воспитывается по этой системе и в группе).
Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.
Минусы
Есть у методики и просчеты:
- больший упор на интеллектуальную сторону развития ребенка во вред его эмоциональности и творческим задаткам;
- игнорирование сюжетно-ролевых игр, аргументируя тем, что они отвлекают ребенка;
- упущения, связанные с особенностями темперамента детей (не все дети попросят помощи, и не всем будет интересно);
- методика кардинально отличается от методов воспитания и подачи материала в детских садах и школах, что создает ребенку трудности в адаптации к школьному графику и особенностях взаимодействия с учителями;
- недостаток физической активности.
Процесс обучения
“Цилиндры Монтессори” — игра развивающая зрительный анализатор. Ребенок учится отличать большое от маленького, длинное от короткого.
Игра состоит из четырех брусков с отверстиями разного диаметра и разной глубины. В комплекте идут цилиндры с маленькими ручками за которую ребенку легко держаться. Задача ребенка расставить цилиндры в отверстия нужного размера.
Начинать нужно постепенно, предложив ребенку собрать один блок. Потом занятие за занятием добавляются блоки пока их не станет четыре. Дополнительным усложнением является хаотичное расположение блоков перед крохой.
Меняя блоки местами, располагая их в разной последовательности друг за другом, Вы учите ребенка думать и анализировать, выходить за рамки привычных действий.
Что такое методика Монтессори
Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.
После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.
Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте — одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.
Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки
Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными
Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки
Занятия на мелкую моторику
Прогноз
Современные методы исследования в медицине позволяют выявлять заболевание у детей в раннем возрасте. Это помогает повысить качество жизни таких пациентов и предупредить раннюю смертность. Продолжительность жизни людей с синдромом Марфана при бережном отношении к своему здоровью достигает . Прогноз болезни во многом зависит от выраженности сердечно-сосудистых патологий, поскольку выживание пациентов с этой генетической аномалией определяет состояние аорты и риск ее спонтанного разрыва. Такие люди требуют постоянного наблюдения у врачей различных специальностей для своевременной коррекции проявлений синдрома.
Монтессори-среда
Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.
1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:
- Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
- Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
- Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
- Социальные навыки (общение и манеры).
- Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.
2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.
В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.
Материалы сенсорной зоны:
Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.
Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.
Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.
Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.
Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.
Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.
Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.
3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.
Используемые материалы:
Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.
Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.
Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.
Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.
И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.
4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.
Материалы:
Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.
Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.
Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.
Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.
Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.
Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.
Игровые панели Монтессори
Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.
Шнуровка и панель для вышивания своими руками
Классический пример Монтессори-панелей — шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.
Пример шнуровки — фотогалерея
Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:
- фанера;
- ножовка по дереву;
- шуруповёрт;
- карандаш и линейка;
- наждачная бумага;
- шнурки или ленты.
Последовательность изготовления панели.
- Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
- Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
- Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.
Изготовление шнуровки — фотогалерея
Игра «Мышь в сыре» своими руками
Мышь в сыре — панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.
Панель «Мышь в сыре» развивает крупную и мелкую моторику, самоконтроль, мышечную память, умение управлять одновременными и попеременными движениями правой и левой руки
Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:
- картонная коробка;
- картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
- клей;
- ножницы;
- краски;
- сами мышки — пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).
Алгоритм изготовления.
- Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
- Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки).
- Покрасить и разрисовать коробочку.
Дощечки для ощупывание
Этот комплект состоит из трех досок и предназначен для развития чувства осязания, знакомства с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. Очень хорошая подготовка к письму и к работе с металлическими рамками.
Доска А: деревянная дощечка размером 24 х 13 см2. На доске обозначены два квадрата — один шершавый, другой квадрат — гладкий .
Доска В: деревянная доска такого же размера, что и первая, но с пятью шершавыми полосками.
Доска С: она тоже с полосками, но они имеют разную степень шершавости. Эта дощечка помогает ребенку почувствовать, что и шершавые поверхности бывают разные на ощупь: более грубые и менее грубые.
Для того чтобы кончики пальцев были более чувствительны к ощупыванию поверхности, стоит подготовить их к работе. Для этого есть по меньшей мере три способа.
1. Опустить пальцы в мисочку с теплой водой и насухо вытереть махровой салфеткой.
2. Потереть кончики пальцев щеточкой для чистки ногтей.
3. Потереть кончики пальцев двух рук друг о друга и разогреть их таким образом.
Цели
С помощью кончиков пальцев научиться определять гладкую и шершавую поверхности. Утончение тактильных ощущений, чувственное сравнение и анализ, концентрация внимания, координация движений, подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.
Лечение синдрома Марфана
К сожалению, на сегодняшний день лекарственные методы терапии этой генетической патологии еще не разработаны
Однако пациентам с синдромом Марфана важно соблюдать все назначения врачей, чтобы устранить симптомы патологии и замедлить темпы ее развития
Лечение зависит от клинических проявлений болезни:
- при аневризме аорты назначают препараты, которые снижают частоту и силу сердечных сокращений, снимая избыточную нагрузку на сосуды;
- пациентам с синдромом Марфана часто назначают антигипертензивные препараты для снижения артериального давления;
- хондроитин и глюкозамин относятся к естественным компонентам соединительной ткани — их прием улучшает структуру хрящей и предупреждает патологии суставов;
- для стимуляции образования коллагена выписывают специальные БАДы — L-карнитин, витамины из групп С, D, Е, В, а также кальций, цинк и другие пищевые добавки.
Пациентам противопоказаны физические нагрузки, постоянная активность, травмоопасные игры. Рацион питания людей с синдромом Марфана должен быть насыщен белками, полезными жирными кислотами, микро- и макроэлементами. Для поддержки структур скелета пациентам с мутацией в гене FBN1 показано ношение корсетов, укрепление мышц с помощью ЛФК и оздоровительного массажа.
В некоторых случаях может помочь только хирургическое лечение — операции по замене части аорты, клапанов, исправлению костных патологий или коррекции патологий глаза, которые существенно снижают риски опасных осложнений.
Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие
Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.
Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.
Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность
Увлекательное рисование
Конструктивные треугольники
Пять различных коробок. Материал даёт ребёнку возможность на практике познакомиться с геометрией. Треугольники называются «конструктивные», так как ребёнок видит треугольник, как элемент, из которого можно составить другие геометрические фигуры. Ребёнок узнаёт о взаимосвязи геометрических фигур друг с другом.
Цели: упорядочить на ковре треугольники, вынув их из той или иной коробки, и сконструировать другие геометрические фигуры: прямоугольники, параллелограммы, трапеции, ромбы, многоугольники. Повторить их названия или узнать новые. Подготовка к занятиям математикой, развитие визуального и тактильного восприятия плоских геометрических форм.
Степени умственной отсталости
Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:
- легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
- умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;
- тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
- глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.
Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.
Суть проблемы
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Суть методики Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.
Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.
Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
- Ребенка учит то, что вокруг него.
- Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
- Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
- Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
- Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
- Высмеивание учит быть робким.
- Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
- Частые попытки опозорить учат чувству вины.
- Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
- Снисходительность учит быть терпеливее.
- Подбадривание делает более уверенным.
- Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.
Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
- ребенок;
- окружающая среда;
- педагоги.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
- от рождения до 6 лет — речевое развитие;
- от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
- от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
- от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
- от года до 4 лет — освоение разных действий;
- от двух с половиной лет до шести — социализация.
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать
А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».