Догони!
Две команды выстраиваются в колонны на расстоянии трёх метров одна от другой и лицом к судье. В тридцати метрах сбоку от каждой колонны проводят прямую линию — «город». По команде судьи «Первая, убегай!» игроки первой команды поворачиваются лицами к своему «городу» и бегут, стараясь как можно быстрее пересечь его черту. А игроки второй команды бегут за ними, стараясь догнать убегающих и дотронуться до них рукой. Судья подсчитывает, сколько игроков удалось догнать и запятнать, прежде чем они перебежали черту своего «города». Затем обе команды возвращаются на места и игра возобновляется. Судья подаёт команду «Убегай!», чередуя её по своему усмотрению, поэтому игроки не знают заранее, какой команде предстоит убегать, а какой — догонять. Выигрывает команда, которая в результате нескольких забегов сумеет запятнать большее число играющих из другой команды. Разумеется, число забегов должно быть одинаковыми.
Виды игр
Пытаться установить точную классификацию игр для дошкольников, наверное, бессмысленно: вариантов и разновидностей их существует и придумывается множество. Их можно лишь примерно разделить на виды.
- Спортивные игры – кто дальше прыгнет, быстрее пробежит; футбол, волейбол, теннис, бадминтон.
- Различные догонялки – салки, латки, «гуси-гуси», «воробьи и вороны».
- Игры на скорость – подвижные (эстафеты, полосы препятствий, гонки на велосипедах, роликах, самокатах, коньках зимой).
- На меткость – городки, дартс, боулинг, импровизированный баскетбол.
- На ловкость – классики, «переправа» по нарисованным камням, прохождение по «змейке» из веревки или скакалки.
- На реакцию – «вышибала», «выбивной».
- Сюжетно-ролевые игры – «больница», «магазин», «дочки-матери».
- Игры на знания – «я знаю 5…», «испорченный телефон», «угадай слово», «города».
- Игры с инвентарем – скакалкой, обручем, мячом, кеглями.
- На логику – «съедобное-несъедобное» и его варианты: летает – не летает, одежда – не одежда; «крестики-нолики» на асфальте.
- Игры-квесты – простейший квест – прятки, жмурки; можно искать клады, освобождать принцесс и т. д.
- Конкурсы – кто из игроков лучше нарисует мелком на асфальте, споет, сделает прическу, покажет модную одежду из подручных средств и т. д.
- Театрализованные игры, в которых детям предстоит разыграть некую сцену по ролям, используя костюмы, декорации. Такие игры требуют долгой подготовки и, как правило, их приурочивают к торжествам.
Бабки
В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом
Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание
Гуси-лебеди
Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:
— Гуси-лебеди, домой!
— Зачем?
— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
— А чего волкам надо?
— Серых гусей щипать да косточки глодать!
Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.
Летние развлечения
Лето предоставляет множество возможностей для интересного времяпровождения. Каждый ребенок, имея в своем распоряжении три месяца каникул, задается вопросом – как я хочу провести лето? Когда на улице тепло и солнечно, то совершенно не хочется оставаться дома. Погода позволяет находиться на природе целыми днями.
В летнее время увеличивается число доступных спортивных развлечений. Многие спортсмены переходят из спортивных залов на летние стадионы. На открытом воздухе проводится много интересных соревнований.
Летняя пора
Лето прекрасная пора для футбола. Начинаются летние чемпионаты, и городские жители имеют возможность посещать футбольный матчи. Хорошие погодные условия открывают новые возможности для легкой атлетики. Сегодня возрастает популярность проведения марафонов различной тематики.
С началом летних каникул дети начинают активно пользоваться велосипедами, роликами, скейтами. С таким инвентарем время пробегает незаметно. Многих забавляет игра в бадминтон или настольный теннис. Количество детей во дворах и на площадках позволяет организовывать игры с большим числом игроков. Летом совершаются разнообразные походы и экскурсии. Каникулы или отпуск можно посвятить знакомству с новыми достопримечательностями.
Большой популярностью пользуются прогулки на катере или теплоходе. В таком путешествии городской пейзаж предстает совершенно в новом ракурсе. Свежий воздух заряжает положительной энергией. Водная поездка становится незабываемым приключением.
Некоторые дети отправляются в лагеря, где заводят новые приятные знакомства и весело развлекаются. Конкурсы, дискотеки, соревнования становятся самыми яркими события лета. Поездка в лагерь — это прекрасная возможность оздоровиться перед началом школьных занятий.
Развлечения на каникулах
Летом активно посещаются городские парки. В таких местах можно отдыхать по-разному. Лавочки возле фонтана располагают к приятной беседе. Детские карусели на долгое время увлекают детвору. Веревочные парки предлагают экстремальные испытания для людей разного возраста.
Многие отдыхают душой, расположившись на поляне. Лето позволяет каждый день устраивать пикники на природе. В парке можно прокатится на лошади. Такая поездка прекрасно снимет усталость после рабочего дня. Уличные художники предлагают нарисовать портрет и сохранить теплые воспоминания о летней прогулке. В летних театрах часто проводят развлекательные мероприятия и концерты. Также в парке можно поучаствовать в интересных мастер-классах и раскрыть свои новые возможности.
ИГРА 9 «ВАРЕЖКА»
Для игры нужно большое количество участников – приглашайте всех, кто гуляет с детьми рядом с вами! Если Вы собираетесь играть в холодную погоду – то возьмите с собой дополнительную варежку, с которой мы и будем играть. Если погода теплая и игроки могут снять свои варежки с рук – пусть играют своими рукавичками.
Выбираем двое водящих. Первый водящий встает в центр круга, второй водящий – за ним на расстоянии. Все остальные участники игры встают вокруг них в большой хоровод, взявшись за руки. Все встают так, что первый водящий находится в кругу, а второй – за кругом.
Первый водящий должен бросить варежку и попасть ей («запятнать») второго водящего. Игроки в кругу мешают ему это сделать, поднимая руки и отбивая ими варежку обратно в круг, их задача – защищать второго водящего.
Если второго игрока выбили, то он становится в центр круга и становится первым водящим. Чтобы найти ему пару – второго водящего – бывший первый водящий приглашает из круга кого-то на свой выбор. Он бросает свою варежку вверх – кто ее поймает –тот и будет играть в роли второго водящего. И игра повторяется снова.
Если второго игрока не выбили варежкой, то первый водящий продолжает играть свою роль.
Трубочка
Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо больший интерес.
Участвующих может быть какое угодно количество — дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получает прозвище «жмурки», ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2-3 раза вокруг жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает: ты кто?
Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать товарища. В случае удачи они обмениваются ролями. Главный элемент, входящий в игру — это ходьба, и если она на свежем воздухе, то польза от нее очевидна, так как ходьба служит лучшим гимнастическим упражнением для организма.
Жмурки
Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.
Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.
Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: “огонь”!
Вольная лапта
Дети собираются в просторном дворе или в большой комнате, запасясь черным мячом небольших размеров и лаптой. На обоих противоположных концах места, выбранного для игры, чертят две линии, называя одну из них игральной, а другую — коновой линией; пространство, находящееся между этими двумя линиями, носит название поля.
Во том случае, когда кому-нибудь из участвующих удалось это сделать, он меняется ролями с подавальщиком, а последний с метальщиком; метальщик становится наряду с остальными участвующими в игре где-нибудь в поле.
В таком же порядке игра продолжается и дальше до поры, пока все не перебывают в ролях подавальщика и метальщика; если детей много и некоторые из них быстрее утомляются, то игру следует прекратить.
Для правильного ведения этой игры необходимо соблюдать следующие условия: участвующие имеют право пятнать метальщика лишь в поле и то только, с того места, где был поднят мяч. В том случае, когда отбитый мяч попадает за пределы места, выбранного для игры, он снова вручается подавальщику для вторичного бросания.
Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Весна»
Цели:
Познакомить детей с сезонными весенними изменениями в природе.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Побуждать детей слушать музыку, рассматривать картины и предметы.
Учить детей видеть и находить взаимосвязь между состоянием погоды и одеждой, понимать последовательность роста растений.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, геометрических фигурах, количестве.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Различать понятия «быстро-медленно», «сильно-слабо».
Закреплять умения двигаться под музыку соответственно тексту песни.
Учить детей рисовать с помощью пипетки.
Совершенствовать навыки лепки, рисования кистью, наклеивания.
Оборудование:
Сюжетные картины о весне.
Силуэтные картинки куклы, зимняя и весенняя одежда для куклы.
Картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, баночки-неразливайки, синяя краска.
Цветущая ветка абрикосового дерева в вазе с водой.
Картинка-фон с изображением ветки, клей, вырезанные из салфетки розового цвета цветы.
Картинки с изображением цветущей ветви, зеленого абрикоса и спелого абрикоса.
Пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов.
Соленое тесто зеленого цвета, пластилин желтого цвета, вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы.
Силуэтные изображения тучек и солнышка, прищепки, веревка.
Пипетки и емкости с водой, вырезанные из картона цветы и листочки.
Картинка-фон с изображением черных ямок, аналогичные по форме силуэтные изображения луж, вырезанные из картона мостики.
Вырезанные из прозрачной клеенки лужи маленького и большого размера, пеньки.
Схематичное изображение скворечника из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, соответствующие изображению скворечника, счетные палочки, силуэтное изображение птички.
Рисунок-фон с изображением птиц и гнезда.
Настольная игра «Чей малыш?»
Картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.
Аудиозаписи: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна».
Во что можно поиграть с ребенком школьного возраста летом на природе?
По большому счету, тут применимы почти все игры, в которые играют и дошкольники, с небольшими вариациями и усложнениями.
- Тут большой выбор игр с мячом. Это может быть футбол, волейбол, просто перебрасывание мяча в кругу, вышибалы и всё, на что хватит фантазии.
- Спортивные: скакалка, тот же велосипед, ролики, самокат, скейт.
- Игры: прятки, ляпки (можно с вариациями ляпки-присядки или выше ноги от земли), казаки-разбойники, жмурки, испорченный телефон, колечко-колечко и огромное множество других.
- Классики. Рисуются «классики», а потом дети весело скачут по ним в установленном порядке, опережая друг друга.
- Резиночки. Мамам моего возраста объяснять не нужно, в резиночки играли все прогулки и перемены в школе. Концы бельевой резинки 4-6м связываются, чтобы получился круг. Двое надевают резинку на ноги и расходятся. Остальные прыгают на получившихся параллельных полосках, делают определенные упражнения. Постепенно резинка поднимается всё выше, упражнения делать всё труднее.
- На природе имеет успех игра с поиском клада. Ребятам предлагается отыскать нечто ценное (например, торт). Пишется 5-12 записок, спрятанных в разных местах, в каждой из которых написано какое-нибудь задание (спеть, рассказать скороговорку, отгадать загадку, станцевать ламбаду и прочее) и указание, где искать следующую записку. В последней записке указано непосредственно место «клада».
- Зеленая пятка. Одному или нескольким участникам на пятке ставится опознавательный знак зеленкой, втайне от остальных. Задача — найти помеченных. Все начинают бегать друг за другом, просят разуться либо разувают принудительно.
Погуляем?
Статусы про прогулку – это всегда радость и восторг, ведь так приятно с любимыми людьми прогуляться – и неважно где: в парке, вдоль забора в деревне, по тропике в лесу и так далее. Лишь бы компания была твоя
Тогда статусы могут быть такими:
- Любая прогулка отгоняет мрачные мысли.
- Когда нет настроение – прогуляйся с близкими тебе людьми по дорогим тебе местам.
- Прогулка по осеннему лесу внушает веру в сказку.
- Прогуляться в теплой компании – это устроить себе настоящий праздник.
- Прогулки при луне доставляют наибольшее удовольствие тем, кто влюблены.
- Прогулки бывают разные – быстрые, медленные, с друзьями и в одиночестве, но всех их объединяет полная бесцельность.
- Когда нет цели похода, и ты просто идешь и радуешься – это настоящий кайф, ведь так надоело движение к цели.
- Идти без цели и непонятно куда – это прекрасно, только не глобальном смысле жизненного пути.
- Не стоит посвящать выходные уборке, глажке, готовке – бросьте все и идите гулять.
- Сегодня я хочу разгуляться в полный рост: пойду в парк и посижу на скамеечке.
- Удовольствие от прогулки приносит все: птички, деревья, солнышко и то, что ты в состоянии передвигаться.
- Раньше вопрос мужа: «Ну что, нагулялась?» – носил в себе ноты ревности и подозрительности. Сейчас тот же самый вопрос абсолютно безобиден – муж просто интересуется, подышала ли я чистым, свежим воздухом и подвигалась ли на улице и послушала ли пение птичек.
- Мы не замечаем, насколько мы богаты., только на прогулке ты понимаешь, что счастлива – ведь ты идешь и не разучилась радоваться мелочам.
- Повседневная суета иногда заставляет забыть о прогулках, но только там ты чувствуешь себя свободным и счастливым.
- Не придумывай себе занятий – всю работу не переделаешь, иди и погуляй – тогда и работа станет потом не в тягость.
- Прогулки с приятными людьми дают возможность не только отличного общения и взаимопонимания, но и понимания того, что в жизни много радостей.
- Даже в одиночестве приятно прогуляться – ведь идешь и понимаешь, что никто тебя не торопит, никто не стоит над душой и не требует отчетности.
- Прогулка – это маленькая жизнь в мире суеты и постоянной борьбы.
- Некоторые не умеют просто гулять, им обязательно надо дать себе задание и целенаправленно куда-то идти, это последствия нашего советского воспитания – где не надо было быть праздным и бездеятельным.
- Если работа мешает прогулкам, на фига такая работа?
- Хорошо, что у меня есть собака – только она заставляет меня гулять 2 раза в день.
- Моя бабушка-соседка ежедневно в одно и то же время выходит гулять – только так можно продлить свою жизнь.
Лето — время командных игр
Летом не усидеть на месте. Горки и лесенки на детских площадках были созданы именно для развития ловкости, силы и выносливости. Так почему же летом ими не воспользоваться?
Малышу в возрасте 2-3 лет уже не интересно играть самому. В этом возрасте детки уже справляются со многими заданиями и играми, и теперь им хочется поиграть со сверстниками, но пока они не знают как
Дети привлекают внимание друг друга отниманием игрушек, толканием или криками. И выглядит такое поведение как баловство, хотя дома малыш вполне покладист
Самое время пробовать игры со спортивным уклоном, да ещё и с участием нескольких ребят. К тому же физическая нагрузка укрепит мышцы и здоровье малыша в целом. К тому же 2-3 года — самое время приучать детей играть в команде, адекватно выражать желание поиграть вместе. Командные игры — это лучший способ совместить приятное времяпрепровождение с полезным физическим развитием и организованностью. А когда малыши устанут, можно заняться изготовлением детских поделок из природных материалов, которые найдёте вокруг — листья, шишки, веточки, ракушки и т.д.
Спортивный день
Для командных игр хорошо бы договориться с другими мамочками. Выбрав место (парк, детская площадка, сквер), продумайте, в какие игры будут играть ваши малыши. Это может как обычный футбол, для которого понадобится ровная полянка и мячик, прятки, либо конкретные спортивные задания. В начале каждой игры объясняйте малышам правила и корректируйте их во время игры.
«Полоса препятствий». Вместе с другими взрослыми обозначьте те «препятствия» и их последовательность, которые малыши будут проходить. Например, «бревно» — повисеть на турнике — съехать с горки — лесенка и т.д. Страхуйте своего карапуза, даже, если он кричит «Я сам!».
2-3 года — это возраст «асфальтовой болезни», поэтому, отправляясь на прогулку, всегда берите с собой маленькую аптечку, в которую обязательно включите пластырь, зелёнку, бинт, мазь от ушибов.
Ну а теперь рассмотрим, в какие командные игры можно поиграть с детьми на воздухе.
Игры развлекательные
Секретики
(От 3-х лет)
Многие в детстве зарывали под разбитые стекла кусочки фантиков или «чучела» насекомых. Нынешним детям тоже доставит удовольствие поиграть в зарытые сокровища. И сегодня даже не обязательно брать битые бутылки. Предостаточно прозрачных пластиковых запчастей от сломанных игрушек. Просто не выбрасывайте их, а сложить в одно место до поры, когда Джек Воробей выходит на охоту за сокровищами.
Вождь краснокожих
(От 3-х лет)
Можно поиграть в игру «Вождь краснокожих». Вождь, разумеется, мама. Например, вождь командует, прыгаем на одной ножке от третьего столба. Или крадемся, как кошка, до соседнего подъезда. Скачем на лошадях и т.д. Тут есть риск, что ребенок заставит скакать и родительницу, но если грамотно повести игру, может и обойдется. Главное — побольше незнакомых слов, типа «бледнолицые» и Чингачгук, и ребенок забудет про то, что сам не побывал вождем.
Стройка
(Любой возраст)
Если построить башню из подручного материала, то крохе точно понравится сбивать ее камушками. Развивается координация движений. Мама – прораб стройки. Можно целиться камушками в ведерко. Кто попадет большее количество раз.
Дочки-матери
(Любой возраст)
Классика жанра. Хороший вариант для уставшей мамы. Нужно только придумать сценарий для игры. Мама играет роль… мамы после работы, а заботливая дочка кормит ее и ухаживает за ней. Или дочка играет в маму, а мама в лялю, которая еще не умеет ходить.
Магазин
(От 3-х лет)
Магазин — любимая игра многих девочек. До старости. Но нам нужно занять любимое чадо сейчас. Под магазин сдаем в аренду собственные колени, раскладывая «товар», например, на сумке. Если задействовать в игре настоящие мелкие монетки, ребенок с радостью будет покупателем. В этой игре можно научить кроху считать, развивается мелкая моторика. Дети чувствуют себя взрослыми, когда им доверяют настоящие взрослые денежки, пусть и очень-очень мелкие.
Сокровища
(От 3-х лет)
Заведите специальную шкатулку или коробку для детских сокровищ и берите ее на прогулку. Пусть малыш собирает в нее то, что ему понравится. Если там будет что-то непотребное для вас (например, гусеница), всегда можно придумать сказку про малых деток, которым она несет кушать. Мои дети начинают жалеть гусеницу, и строить домики ее «несчастному и голодному» семейству. «Бееедненькие!» А дома – пластилин в руки вашего гения, и пусть из того что собрал, сделает что-нибудь красивое. Ребенок занят и на улице, и дома.
Тепло-холодно
(От 3-х лет)
Из нашего детства. Спрятать в песочнице или еще где-нибудь игрушку. Ребенок, ориентируясь на команды «тепло-холодно», ищет.
Игры с мячом
Колоссальное количество игр можно придумать с мячиком. Например, игра в гуляющий мяч. Приговариваем:
Мячик гуляет,
К Илюше забегает (мячик катится к Илюше),
К маме возвращается,
А потом катается.
И куда он катится?
Может быть в салатницу? (например, в ведерко)
Может быть в песочницу?
А может в гости к нам?
Побежал наш мячик
По траве чудачить,
А потом поскачет
По горам-долам!
Можно наплести кучу всего. И рифмовать совсем не обязательно.
Лыжники, на места!
Ребята на лыжах с палками медленно продвигаются по кругу в колонне по одному, между ними — расстояние длины двух-трёх лыж. Водящий (без палок), подъезжая то к одному, то к другому лыжнику, командует: «За мной!» Вызванный, воткнув свои палки в снег, следует за водящим на расстоянии двух-трёх лыж. Каждый следующий вызванный пристраивается в затылок игроку, вызванному ранее, и следует за ним. Постепенно водящий уводит за собой всех лыжников на расстояние 50 метров в сторону от круга, отмеченного теперь палками. При этом он может по пути подниматься и спускаться с горок, изменяя направление. Внезапно водящий командует: «На места!» Лыжники бегут к кругу и занимают любое место между палками, взявшись за них. То же делает и водящий. Кто опоздает и останется без места, становится водящим, и игра продолжается снова.
Что такое народные игры
Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.
Национальные игры способствуют воспитанию мужества у мальчиков и женственности у девочек
Цели, задачи и принципы работы с народными играми
Для правильного использования народных игр в образовательном процессе нужно чётко представлять цели этого вида деятельности:
- Расширение культурных границ.
- Активизация мыслительной деятельности ребёнка.
- Развитие памяти, речи, воображения.
- Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.
Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение следующих методических задач:
- пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;
- развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);
- развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
- воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.
Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:
- Наглядность в достаточном объёме. Необходимо помнить, что лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.
- Демонстрация должна быть последовательной, нужно также предусмотреть возможность вариативного сочетания её элементов. То есть, например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.
- Обязательно включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры (например, пересказ действий ведущего в игре «Дятел»).
- Необходимость соблюдения культуры показа и оформления наглядности (аккуратность, подходящий размер и т. д.).
Правила проведения игр
На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:
- Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.
-
Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица. Помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено.
- Количество игроков. Включать в игру сразу всех детей необязательно, тем более, если комната небольшая. Лучше разделить малышей (играющие и судьи, мальчишки и маленькие леди и т. д.).
- Инвентарь. Мячики, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.
Классификация народных игр
Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:
- По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.
- По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.
- По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.
- По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.
Забавы могут быть разделены на группы по этническому составу народов России, то есть:
- русские;
- башкирские;
- татарские;
- чувашские и пр.
А также игры отличаются принципом проведения:
- хороводные (к примеру, «Каравай»);
-
сидячие (например, «Кольцо»);
-
подражательные («Заинька»);
- с преследованием («Селезень»);
- с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);
- с диалогом («Что ты делаешь, коршун»);
- игры-забавы («Я змея»).
Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.
Салки «Место»
С игрой «салки» знакомы все взрослые и дети. Помимо ее традиционного варианта существуют несколько альтернативных. Например, салки, которые можно назвать «Место». Видоизмененные правила этой игры внесут новизну в давно знакомую забаву.
Итак, выберите водящего. Сейчас остальные игроки будут разбегаться от него в разные стороны, а его задача — догнать и осалить (то есть дотронуться) кого-нибудь из них. Как только это произойдет, то осаленный игрок становится водящим и старается догнать других детей. Однако, делать он это должен, взявшись одной рукой за то место, до которого дотронулся предыдущий водящий. То есть если ребенка осалили, дотронувшись до его спины, то он закидывает одну ладонь себе за спину, а свободной рукой старается шлепнуть кого-нибудь из игроков.
Примечание. Когда дети привыкнут к правилам, то они наверняка постараются не просто передать свою роль водящего какому-то игроку, но и сделать это так, чтобы тому потом было непросто ловить других. Например, водящий может попытаться хлопнуть ребенка по ноге, чтобы потом он был вынужден бегать за игроками, скрючившись и держась за ногу. Это вызовет всеобщее веселье, а игрокам добавит ловкости.
Весной дождик часто бывает, землю поливает
Игра с прищепками «Тучки и солнышко»
Дети развешивают тучки на веревке с помощью прищепок.
— Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Давайте сделаем нашему солнышку лучики из прищепок.
— Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.
Упражнение «Капельки-дождинки»
— После дождя на цветочках, на листочках остались капельки-дождинки. Возьмите пипетки и с их помощью сделайте капельки на цветочках и листочках.
Дидактическая игра «Мостики через лужи»
— После дождя все ямки наполнились водой и получились лужи. Нам нужно приложить к черным ямкам синие лужи подходящего размера. А теперь подберите мостики, так, чтобы по ним можно было перейти через лужу.
Динамическая пауза «Через лужи»
На полу раскладываются вырезанные из прозрачной клеенки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть, большая лужа, через которую нужно пройти по пенькам.
Многоножка
Игры со связанными ногами вызывают у детей не только радость, но и чувство сплоченности. Поэтому смело можете предложить им, например, такое задание.
Разделите ребят на две команды и выдайте каждой веревочки примерно по пятьдесят сантиметров длиной. Ими члены одной команды должны связать себя за ноги (у щиколоток) с рядом стоящим товарищем. Таким образом, у вас получится не куча разрозненных ребятишек, а две многоножки (что гораздо удобнее в управлении!).
Теперь пусть обе многоножки встанут у линии старта. Сейчас они будут соревноваться в ловкости своих ног! Можно начать с простого задания: пусть они постараются как можно быстрее добежать до линии финиша.
Затем задачу можно усложнять.
Например, посредине их пути поставьте небольшое препятствие, которое дети должны по очереди аккуратно преодолеть, помня о «ближнем». Или можно изменить траекторию движения, поставив ограничители, которые придется огибать. Если дети захотят показать «высший пилотаж», можно даже потребовать, чтобы они по мере движения еще и передавали игрушку от первого к последнему члену команды.
Примечание. Лучше не увлекаться усложнением правил при проведении этой игры с маленькими детьми (до шести лет), так как их двигательная регуляция, как и способность к совместной организованной деятельности, еще далека от совершенства и падать они будут больше, чем идти вперед
Верба – вербочка
Игры на вербное воскресенье
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка, Вербочка кудрявая. Не расти, верба, во ржи, Расти, верба, на меже. Как во городе царевна Посреди круга стоит, Ее ветер не берет, Канарейка гнездо вьет. Канарейка — Машенька, Соловейка — Ванечка. Люди спросят: «Кто такой?» «Ваня, — скажет, — милый мой.»
Бирюльки
Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.
Это интересно: 1793,Русская литература в 19 веке — поясняем все нюансы