Агрессия и претензия на лидерство
Часто два этих качества, особенно в школе, идут рука об руку. Ребенок может претендовать на лидерскую позицию в классе, но при этом одноклассники в нем этого лидера не видят. Тогда он начинает вести себя агрессивно по отношению к тем, кто слабее, или даже по отношению ко всем. Он командует, критикует, подшучивает, иногда достаточно больно, обзывается и так далее.Остальные дети, наблюдая подобное поведение, стараются держаться от такого «лидера» подальше.
Некоторые даже переходят в другой класс или в другую школу, потому что уже не в силах терпеть подобное поведение. Причины агрессивного поведения различны: с каждым ребенком, как и с ситуацией в его семье, нужно разбираться отдельно. Ребенок может просто не справляться с отрицательными эмоциями в силу подросткового возраста. А может быть совершенная иная ситуация: ребенок сам жертва агрессивного метода воспитания, поэтому для него обижать и бить других — это практически норма поведения.
Если ребенка травят в школе, значит ли это, что у него не будет друзей? Что же делать?
Лариса Юзмухаметова, детский и семейный психолог, гештальт-терапевт
С ребенком, который подвергся травле, могут не хотеть общаться одногодки
Начиная с 10–11 лет для детей очень важно мнение сверстников, они не хотят выделяться из толпы. Именно поэтому дети могут не дружить с жертвой буллинга
Объектом травли может стать любой ребенок
Если школьник попал в такую ситуацию, очень важно, чтобы родители, учителя, администрация школы повлияли на ситуацию. Для ребенка имеет огромное значение поддержка и защита со стороны близких людей
Нужно часто говорить ребенку, что вы его любите и вместе найдете выход из ситуации.
Проблемы в общении с окружающими могут преследовать ребенка всю жизнь, если не попытаться разобраться в причинах травли, которые, в свою очередь, лежат в основе личности ребенка. Ими могут быть:
- низкая самооценка,
- заниженный авторитет,
- неумение действовать во время конфликта, заводить друзей.
Чтобы у ребенка были друзья, нужно устранить причины травли: повысить самооценку, повысить авторитет, с уважением относиться к его личности, поручать ответственные и выполнимые задания и обязательно хвалить! Наблюдая изменение личности ребенка, ровесники станут иначе к нему относиться, будут вести себя с ним более уважительно и авторитетно. Тогда наверняка появятся друзья.
Как возраст влияет на дружеские отношения?
Что значит быть другом своему ребенку? Часто под таким запросом психологу родители имеют в виду развитие доверительных отношений, беззаботных, бесконфликтных и легких, однако они не всегда должны означать именно дружбу. Взаимодействие старших и младших в семье предполагает наличие определенных границ и правил. Родители, общаясь с детьми, воспитывают их, учат, контролируют, заботятся об их развитии, культурном уровне и здоровье.
Дружба же, чаще всего означает безоценочное и безусловное общение. Друг может поступать так, как он хочет, считает нужным, в соответствии с тем, что диктует ему воля и условия жизни — и он имеет на это полное право, поскольку является хозяином своей судьбы сам. Дети, когда они маленькие, полностью зависят о взрослых в материальном и эмоциональном планах. Поэтому сложно говорить о наличии таких свободных отношениях с полным предоставлением права выбора и поведения детям в семье, как с друзьями.
Дети несовершеннолетнего возраста имеют свое представление о дружеском взаимодействии. У них тоже есть друзья, и они понимают эти отношения, отталкиваясь от своего опыта. Вести себя в таком случае с родителями как с друзьями, когда они это позволяют, может быть чревато. Опасность заключается в том, что ситуация, которая потребует воспитательных моментов, вмешательства взрослых, объяснений, запретов, поучений, может выйти из-под контроля. Ребенок не послушает родителя, когда он считает его другом, потому что дружба предполагает свободу выбора и независимость от чужих указаний. Чем младше дети в таком случае, тем сложнее могут быть отношения между ними и родителями.
Возможны ли дружеские отношения между родителями и взрослыми детьми? Такое общение имеет больше шансов на успешное существование. Однако для его реализации необходимы некоторые условия. Они заключаются в умении родителей подходить ко всему, что происходит в жизни выросшего ребенка безоценочно. Они могут одобрять или не одобрять его действия и поступки, но не вмешиваться, избегать давления, осуждения, родительских советов. Практика показывает, что это бывает сделать сложно, поскольку возрастные ограничения и семейные роли накладывают определенную ответственность на людей и их общение друг с другом.
От пяти до семи
Чем старше становятся дети, тем дольше они могут играть вместе. При этом их общение не ограничивается игрой или выполнением ролей, они уже разговаривают на отвлеченные темы, обсуждают мультики, книжки, события, даже сплетничают. В этом возрасте становится важна хорошая репутация у друзей, поэтому на площадке или в садике наши дети могут вести себя совсем не так, как дома. Это нормально, ведь и взрослые на работе или в дружеской компании часто ведут себя иначе.
Чтобы не навредить репутации ребенка и не ранить его, не ругайте его при всех, не зацеловывайте, держитесь рядом с ним уважительно, ребенок это оценит и будет благодарен. Если случается конфликт – наблюдайте, пока ситуация не выходит из-под контроля. И только в случае драки или затяжного конфликта можно подойти к детям и выяснить подробности, помочь им разобраться в ссоре с позиций независимого судьи, не принимая чью-то сторону. Объединяйте детей по интересам: гуляйте с детьми, с которыми ваш ребенок ходит на танцы или на рисование, вместе они учатся обсуждать увиденное и услышанное. В этом возрасте дети уже начинают оценивать личные качества друзей (а не просто красивую кепку, платьице или велосипед), они могут привязываться к друзьям и страдать, если те обходятся с ними несправедливо. Обсуждайте с ребенком сложные ситуации, поясняйте мотивы поведения друзей и проговаривайте мотивы поведения самого ребенка. Это поможет ему лучше понимать людей, быть наблюдательным и меньше раниться в отношениях, не принимать чужие неловкие поступки близко к сердцу.
Решение прекратить дружбу
Случается, что дети, довольно долго дружившие друг с другом, прекращают общение. Потеря друзей является нормой для каждого человека, ведь он меняется, его цели, мечты и система ценностей не постоянны, а значит и круг общения претерпевает изменения. В определенный момент люди могут осознать, что те, с кем они долгое время общались, не настолько близки и интересны, как раньше.
В этом вопросе дети мало чем отличаются от взрослых, их жизнь даже более динамична. Поэтому не стоит мучить ребенка вопросом: «почему вы больше не дружите?», он и сам не всегда знает четкий ответ на этот вопрос.
Если родитель видит, что не его ребенок был инициатором прекращения общения, а также что он тяжело переживает потерю друга, то необходимо проявить поддержку, серьезно отнестись к его чувствам
В этот период взрослым важно быть деликатными: не пытайтесь разговорить малыша, но и не игнорируйте его, если он решил поделиться своей проблемой. Проявленное родителями терпение и понимание позволят ребенку легче справиться с временными трудностями в общении с другими детьми
Формируем круг общения
В больших городах круг общения для детей, которые не ходят в детский сад, не возникает сам собой. Так же, как он не возникает сам по себе у мам, которые сидят с ребенком в декретном отпуске.
Необходимо прилагать определенные усилия, чтобы у ребенка сформировался круг общения. Это могут быть небольшие коммуникативные усилия: найти кого-то из взрослых, родителей сверстников ребенка, кто бы был вам интересен по образу жизни, по образу мыслей.
Нередко женщина, которая рожает ребенка, выпадает из своего социального круга. Очень здорово, если возникают родительские сообщества, родительские компании — мам, которые гуляют с колясками или водят детей на занятия, и так далее. Из такого общения может сложиться круг потенциальных друзей ребенка.
Очень хорошо, когда родители детей, которые становятся друзьями ребенка, вам знакомы. Потому что если ребенок начинает общаться, возможны различные эксцессы, и проще их переносить с дружественно настроенными к вам и к ребенку людьми.
Развиваем навыки общения у детей
Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.
Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
Учите детей уважать других людей.
Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на вы к старшим – должны формироваться в детстве.
Расширяйте круг общения детей.
Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи
Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.
Учите детей решать конфликты.
Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разобравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуждайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.
Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.
Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ребенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.
Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Этот родительский труд обязательно даст свои плоды и не раз порадует вас не только успехами своих детей, но и их заботой о близких.
Светлана Садова
Нужны ли моему ребенку друзья?
Дружба – это важные отношения в жизни каждого человека. Какие друзья у вашего ребенка? Не вредит ли он себе или им этой дружбой? Может ли эта дружба пройти испытание временем? Пройдите данный тест на сайте www.ya-roditel.ru и узнайте ответ. Пройти тест
Признаки детского одиночества
Не всегда маленький человечек может подойти к родителям и пожаловаться на то, что с ним в группе и на детской площадке никто не дружит. Особенно это относится к замкнутым и застенчивым детям. Как же взрослые могут догадаться о том, что их чадо страдает от одиночества?
Приглядитесь к детскому поведению в песочнице, на игровой площадке. Кроха может демонстрировать повышенную активность, бегая, качаясь на качелях, строя куличики, но при этом не взаимодействовать со сверстниками или, напротив, ссориться и конфликтовать с ними.
Отчуждение проще всего разглядеть в дошкольной группе, где дошколята проводят даже больше свободного времени, чем дома
Старайтесь обращать внимание на то, играет ли с кем-нибудь малыш или просто сидит в одиночестве. На праздничных утренниках смотрите, активен ли он, пользуется ли он успехом среди одногруппников.
Маленький одиночка с огромной неохотой посещает детский сад, пытаясь отыскать любую лазейку, чтобы туда не ходить
Он не хочет рассказывать о детсадовцах, взрослым необходимо вытягивать из него подобную информацию чуть ли не клещами.
День рождения и именины проходят без сверстников (за исключением родных и двоюродных братьев и сестер), которые также не зовут ребенка на собственные торжества.
Конечно, это далеко не все симптомы детского одиночества, но самые очевидные. Возможно, вы замечали у своего малыша и другие признаки нелюдимости и нежелания общаться.
Интроверсия
Бывает, что нежелание общаться является проявлением закрытого характера ребенка. Такой ребенок от отсутствия у него друзей не страдает, он всегда чем-то занят (читает, смотрит, постоянно что-то изучает) и общается со сверстниками по мере необходимости, причем чаще всего в мессенджерах.Он может дружить с одним человеком, и ему этого вполне достаточно.У многих на слуху такие понятия, как «экстраверсия» и «интроверсия». Данные характеристики имеют большое влияние на общительность ребенка. Общение экстраверта будет сильно отличаться от общения интроверта. Ребенка экстраверта можно определить по его активности в обществе, энергичности, желанию быть в центре внимания, умению быстро заводить знакомства и вступать в игру или общение с малознакомыми людьми.Ребенок интроверт — спокойный, избирательный в контактах, дома может быть активным, а в обществе — сдержанным и молчаливым.Деткам-интровертам комфортно быть с самим собой, он может спокойно играть один, без других детей. Им сложно вступать в контакт с новыми людьми и быть естественным в присутствии большого количества людей.Учитывая особенности разных типов личности, можно предугадать сложности, с которыми ребенок может столкнуться, и заранее помочь ему их предотвратить. Так, например, экстраверта необходимо научить контролировать и правильно выражать свои эмоции, а интроверта — заранее планировать свои действия в обществе малознакомой компании детей, так как это поможет ему чувствовать себя увереннее и комфортнее.
Учим детей общаться
Если ваш ребенок не стремится к общению с другими детьми, то попытайтесь найти причину. Для начала исключите дефекты речи и психологические проблемы у вашего ребенка, или начните их устранять.
Дошкольный и младший школьный возраст являются сенситивными периодами для развития коммуникабельности. Начните прямо сейчас.
Шаг 1: Уверенно демонстрируйте навыки социального взаимодействия
Дети копируют поведение близких взрослых
Поэтому важно постоянно показывать им пример:. — будьте вежливы;
— будьте вежливы;
— проявляйте заботу об окружающих;
— показывайте свою заинтересованность в общении с другими людьми;
— не конфликтуйте.
Шаг 2: Учите детей быть культурными людьми
Изучайте правила вежливости и поведения в общественных местах. Учите детей взаимодействию с окружающими. Навыки культуры формируются в детстве, а остаются всю жизнь.
Знакомьте детей с другими людьми, посещайте новые места.
Шаг 4: Учите детей самостоятельно разрешать конфликты
Дети склонны ссориться, но должны уметь находить выход из ситуации мирным путем. Во время конфликтов не спешите становиться на сторону ребенка, разберитесь в проблеме. Поощряйте проявления дипломатичности в поведении вашего ребенка.
Шаг 5: Учите детей принимать решение
Старайтесь всегда предоставлять ребенку выбор, даже в самых мелочах
При этом он должен осознавать важность собственного решения
Все мы желаем добра своим детям. Быть успешным — значит уметь взаимодействовать с другими людьми, так как наш успех должен быть принят окружающими. Научите своих детей общаться. Этот монотонный труд принесет свои плоды очень скоро. Вы не раз порадуетесь успехам своих детей.
Фото: www.pexels.com, globallookpress.com
Рядом, но не вместе
Иногда мы можем наблюдать очень интересную стадию развития социальных способностей детей между двумя и тремя с половиной годами: дети играют не вместе, а друг около друга. Они еще разговаривают монологами, а не диалогами. Это предстадия общения. Ребенку нужны друзья, чтобы пока играть не вместе, а рядом и смотреть на то, как ведут себя другие дети
Особенно это важно для единственных детей в семье, которые в основном общаются только со взрослыми
Очень важно, чтобы в круг общения ребенка примерно с полутора-двух лет начинали входить другие дети. Это период, когда играть вместе еще невозможно, но можно выучить, как зовут мальчиков и девочек, которых ребенок встречает на детской площадке, возможно, научиться их узнавать, возможно, научиться здороваться
Очень важно для ребенка в этом возрасте научиться сдерживать какие-то агрессивные всплески
Причины отсутствия друзей у подростков
В системе социальных отношений подростка первое место занимают сверстники – их мнение становится значимее позиции учителей и родителей. Поэтому отсутствие друзей подростки переживают значительно острее младших школьников, и панически бояться потерять популярность среди сверстников. Стремление получить признание и сохранить свой статус-кво в группе ровесников толкает порой юношей и девушек на поступки неблаговидные с точки зрения взрослых, а то и вовсе опасные.
Для подростка наличие друзей – это подтверждение его ценности, от наличия друзей и статуса в группе сильно зависит его самооценка и ощущение внутренней удовлетворенности
Поэтому для подростков жизненно важно иметь дружеские контакты со сверстниками
Самая большая проблема взаимоотношений в подростковом периоде состоит в том, что дети хотят одновременно и быть как все, и выгодно отличаться от других, выделяться на общем фоне. Поэтому подростковое одиночество нередко связано с неумением найти баланс между этими двумя стремлениями. Сильно отличающихся по внешности, способностям, уровню развития ребят сверстники обычно отвергают.
Низкая самооценка, застенчивость, неуклюжесть также препятствуют обретению друзей в подростковом возрасте. Не принимать в свою группу подростки могут и сверстника, не обладающего определенными предметами, имеющими в данной группе силу фетиша. Именно поэтому порой подростки так настойчиво выпрашивают у родителей купить им те или иные вещи.
Как научить малыша 2-3 лет общаться со сверстниками
Важно учить малыша общаться с самого раннего детства. Тогда, по мере взросления, в детском саду и в школе, у него будет гораздо меньше проблем в налаживании контакта со сверстниками
Маленькие дети дружить еще не умеют. Они играют с другими детьми, интересуются общением с ними, но в этом общении пока нет элемента совместности. Для них это больше нахождение бок о бок на общей территории, где у каждого малыша своя роль. Поэтому ребенок возмущен, когда его сосед делает что-то не так, как ему хочется, например, отбирает игрушку, ломает построенный песочный замок или долго катается на качелях, не уступая очередь, толкается на лестнице на горку. Вам предстоит помочь малышу разобраться в сложившейся ситуации и научить его правильно общаться в коллективе.
Твое и мое
Чаще всего малыши ссорятся из-за игрушек. Ребенок может не давать играть своими куклами или машинками другим детям или отнимать их игрушки. Но не нужно говорить карапузу о том, что нехорошо быть жадным. Личная вещь для ребенка это его продолжение. И если он не хочет отдавать свое богатство, то это абсолютно нормально.
Важно, чтобы сначала малыш понял и почувствовал, что такое “мое” и “чужое”. Попробуйте предложить детям поменяться игрушками
Пусть кроха поймет, что он снова получит свою вещь обратно, а делиться очень выгодно.
Не надо мешать
Детская площадка место столкновений. Заметьте, что если в стычку вмешиваются родители, то шуму становится еще больше. Чувствуя поддержку взрослых, обиженный поднимет рев, а обидчик ни за что не станет просить прощения и раскаиваться. Дайте детям возможность самостоятельно навести порядок.
К тому же, при усиленной опеке ребенок не научится действовать и защищаться
Малыши могут часто ссориться, но при этом они учатся мириться, принимать во внимание мнение сверстников и договариваться между собой.. Понаблюдайте со стороны за играми детей, за тем, как поступает ваш малыш, умеет ли он защитить себя, наладить контакт с другими детьми
Посмотрите на сильные и слабые стороны малыша. Разработайте план занятий с ребенком и приступайте к его выполнению
Понаблюдайте со стороны за играми детей, за тем, как поступает ваш малыш, умеет ли он защитить себя, наладить контакт с другими детьми. Посмотрите на сильные и слабые стороны малыша. Разработайте план занятий с ребенком и приступайте к его выполнению.
Гнев это плохо
Ребенок чаще всего злится тогда, когда он устал, перевозбудился или не знает границ дозволенного. Если вы сделали малышу замечание, а он продолжает кричать и вести себя агрессивно, немедленно уводите его домой. Объясните ему, почему он подвергается такому наказанию. При всех его обещаниях так себя больше не вести, не меняйте своего решения. Ребенок должен раз и навсегда понять, что раздражаться и кричать недопустимо.
Совместные игры
Некоторые вопросы можно решить, применив какой-нибудь забавный метод. Например, если кто-то дразнит вашего ребенка, не спешите осаждать обидчика. Поиграйте с детьми, постройте рожицы. Пусть карапузы присоединятся к вам. Похвалите того, у кого это лучше всех получилось. Увлекшись игрой, дети помирятся.
Дайте своему ребенку возможность чаще играть со сверстниками. Коллективные игры обучают согласованности действий, развивают навыки общения, формируют социальную адаптацию ребенка.
Вмешиваться или нет, если ребенка дразнят?
Многие родители, узнав о том, что их ребенка дразнят, сразу бросаются в бой. Они приходят в школу, разбираются с обидчиками, оскорбляют их родителей. Достается и учителю.
Но не все так просто. Психологи, в том числе автор книг Дорис Бретт, считают, что нельзя действовать так прямо. Такая тактика может усугубить неблагоприятную ситуацию. Ребенок может попасть еще в один ряд изгоев. «Ябед» или «слабаков» в детском коллективе тоже не жалуют. Но и оставлять без внимания такую ситуацию невозможно. Целесообразно поговорить с ребенком, успокоить, дать понять, что это не конец света, и проблему можно решить.
Сколько должно быть друзей?
Этим вопросом часто озадачиваются родители. Иногда их тревожит, что у ребенка слишком мало друзей. Даже в возрасте трех лет и, тем более, постарше можно наблюдать определенную типологию: есть «камерные» дети, склонные к общению в очень небольшом кругу. Из всего окружения они выделяют одного, может быть, двух детей и с ними общаются. Для четырех-пятилетки вообще достаточно, если он выделяет одного человека и играет с ним.
Но есть и дети «лидеры», «коммуникаторы», которые своих знакомых исчисляют десятками и любят поименно перечислять их. Называя своими друзьями даже тех, кого они видели всего один раз, например, в самолете.
Предпочтения детей со временем могут измениться, но не за короткий промежуток времени. Например, «камерный» в три-четыре года ребенок в десять лет может стать очень общительным и лидерски настроенным человеком.
В любом случае родителям лучше принять те предпочтения в дружбе, которые есть у ребенка. Если родители начнут игнорировать типологию ребенка, пытаться перестроить ее, это будет источником стресса для всех.
С какими детьми одногодки больше хотят дружить?
Татьяна Береза, основатель и директор трех детских садов, воспитатель
Дети — визуалы. Они стремятся ко всему красивому, поэтому хотят дружить с теми, кто хорошо одет и привлекательно выглядит, у кого красивая прическа и интересные аксессуары. Часто дети, у которых есть вещи с изображениями популярных героев мультиков, более популярны.
Анастасия Копылова, детский психолог, фасилитатор
Естественно появляются друзья у активных и уверенных в себе детей. Быть частью «своей толпы» — это нормальная потребность. Сейчас часто дети ищут общения в соцсетях. Это самый легкий, но небезопасный способ. Проблема в том, что многие ребята придумывают в сети несуществующий образ себя, никнеймы — прозвища, под которыми в буквальном смысле живут в онлайн-пространстве. В сети они совершенно по-иному чувствуют себя — свободно и уверенно, а в реальном мире им становится неинтересно. Показать альтернативу такому общению могут родители, помогая детям обрести себя в узкопрофильной деятельности.
Дети готовы пробовать разные кружки и занятия в поиске «своей» компании. Подростки будут приходить только туда, где им по-настоящему интересно. Сегодня модно быть активным, потому существуют проекты, тренинги, общественные площадки, которые объединяют детей. Появляются хабы, антикафе, где собирается интересная молодежь. Активная общественная позиция родителей и приносящее удовольствие общение со своим ребенком обязательно сделают его наполненным и готовым пробовать себя в разных социальных ролях.
Виктор Задоянный, учитель в школе, соучредитель научно-исследовательской школы «Базис»
Быстрее находят друзей открытые, коммуникабельные, нестеснительные, эрудированные дети. Ребенку легче завести друзей, если он знает, как корректно вести диалог. Он не оскорбляет собеседника, не повышает голос, умеет обозначать и отстаивать свои границы.
Почему возникают проблемы при общении: правила дружбы детей
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он «отрывается» от родителей и начинает искать контакт с другими детьми. Его взаимоотношения складываются на основе тех навыков общения, которыми он владеет на данный момент, то есть тех, которые он получил, общаясь с родителями.
Движение наружу представляет собой агрессивные потребности, связанные с выходом из внутреннего мира во внешний. Они необходимы для защиты собственного личностного пространства и завоевания новых территорий, расширения возможностей, получения навыков. Человек может выражать агрессию, но в корректной форме. Если девочка бьет соседа по песочнице совком по лицу – это не лучший способ выражения потребности.
Человек должен уметь проявлять свои агрессивные потребности. Когда этот навык у него отсутствует, энергия остается внутри и его ожидают два пути. Либо он начинает выпускать ее, проявляя гнев. Либо она накапливается и приводит к хроническим болезням, неудовлетворенности собой и судьбой.
При движении вовнутрь человек получает что-то хорошее, что ему необходимо. Что это может быть? Например, любовь. Ее нужно уметь принимать, а для этого впускать в себя и принимать другого человека.
В процессе общения ребенок учится выпускать эмоции, впускать в свой внутренний мир других людей
Или, наоборот, закрываться от них. Для него важно научится как принимать любовь и восхищение, так и уметь постоять за себя. Со временем он должен понимать, когда открывать границы и впускать кого-то или что-то, а когда закрывать
Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения
Если у ребёнка много комплексов или есть какой-то физический недостаток – возможно, он стесняется этого, и уходит от прямого контакта со сверстниками. Бывает также, что дети дразнят ребёнка из-за его излишней полноты, неаккуратности, заикания, картавости и т.д., и ребенок может уходить от контактов со сверстниками из-за страха быть осмеянным.
Ребёнок может сторониться контактов с другими детьми из-за своего внешнего вида – может быть, дети смеются над его не очень модной или неопрятной одеждой, старой моделью мобильного телефона, прической и т.д.
Негативный детский опыт: возможно, ребенка всегда подавляют родители или старшие в семье, на ребенка часто кричат в семье, его друзей ранее осмеивали и не разрешали принимать у себя дома, и впоследствии ребенок начинает сторониться компании сверстников, чтобы не вызывать гнев родителей.
Ребёнок, который испытывает недостаток родительской любви, склонен чувствовать себя одиноким и в компании со сверстниками
Возможно, в семье недавно появился ещё один ребенок, и всё внимание родителей направлено к младшему брату или сестре, а ребенок постарше стал недополучать внимания, чувствует себя ненужным, неумелым, плохим, «неудобным» для родителей.
Ребенок становится аутсайдером в детской среде часто из-за своей застенчивости. Его просто не научили идти на контакт
Возможно, этот ребенок имел с младенчества проблемы в общении с родными людьми, которые заключались в его вынужденной или нарочной изоляции (ребёнок, рожденный не от любимого мужчины, ребенок, который много времени провёл в больнице без мамы, имея последствия так называемого «госпитализма»). Такой малыш просто не знает, как идти на контакт с другими детьми, и даже боится этого.
Ребенок, который ведет себя всегда агрессивно и шумно, также нередко страдает из-за одиночества. Это бывает с детьми, получившими гиперопеку родителей, так называемые баловни. Такой ребенок всегда хочет быть первым, побеждать, быть лучше всех. Если же в детском коллективе этого не принимают, то он отказывается дружить с теми, кто, на его взгляд, просто недостоин его внимания.
Дети, которые не посещают детские учреждения – а, например, воспитываются заботливой бабушкой, относятся также к группе риска детей с проблемами социализации в детском коллективе. Ребёнок, который обласкан заботой бабушки, которому достается всё внимание и любовь, который большую часть времени проводит дома, может не уметь общаться с другими детьми, и в школе будет иметь проблемы адаптации в коллективе.
У ребенка в детском саду нет друзей
Чаще всего по поводу отсутствия у ребенка друзей в детском саду переживает не сам малыш, а его мама. А мамины переживания, как правило, связаны с недостаточным знанием детской психологии.
Тревожащимся из-за отсутствия у ребенка в садике друзей мамам стоит знать, что маленькие дети еще только учатся общению, симпатии их еще очень неустойчивы и нередко на них влияют чисто внешние аспекты (яркое платье, сережки, туфельки с бантиками). Поэтому дошкольник сегодня может сказать, что его лучший друг – Кирюша, завтра – Паша, а послезавтра – Оля. Более устойчивые взаимные симпатии у детей дошкольного возраста появляются только к седьмому году жизни.
Насторожиться стоит лишь в том случае, если дети настойчиво отвергают вашего малыша, и он практически все время в садике остается один. Тогда следует побеседовать с воспитателями и психологом, так как причина может быть в нарушениях речи или поведения у ребенка, отсутствии игровых навыков или навыков общения, соответствующих возрасту.
В чем особенность детской дружбы, и как дети начинают общаться?
Татьяна Береза, основатель и директор трех детских садов, воспитатель, педагог
Дети до трех лет больше сконцентрированы на своих потребностях. Они хотят завладеть вещами, которые есть у других детей, чтобы почувствовать их сенсорно и повторить с ними те же действия, что проделывали обладатели. Чувства и эмоции других детей им малопонятны.
Фразы: «Я с тобой дружу», «Я хочу играть» и наоборот касаются краткосрочных ситуаций и часто меняются на противоположные по смыслу.
В этом возрасте целесообразно вводить правила, объяснять детям, что такое собственные границы и обозначать их, показывать правильные модели общения. В садике педагоги показывают детям образцы взаимодействия в игре, а затем дети отрабатывают их в совместной деятельности.
С трех лет ребенок примеряет разные социальные роли. Несколько детей уже играют в игры на социально-бытовые темы
Становится важно, насколько у ребенка развита речь. В старших группах дети начинают дружить — не просто играют, а помогают и сопереживают друг другу
Виктор Задоянный, учитель в школе, соучредитель научно-исследовательской школы «Базис»
У школьников появляются друзья благодаря совместной деятельности. Это могут быть проекты (желательно длительные), посвященные предметам, участие в школьном театре, дебатном клубе или групповая поездка в другой город.
Когда ученик проявляется, раскрывается в какой-то сфере, это способствует появлению друзей. Чем больше дети знают о сильных сторонах друг друга, тем дружнее класс.
Как реагировать ребенку?
Психологи и опытные педагоги предлагают несколько вариантов. Их можно отрепетировать с ребенком дома и, конечно, объяснить их действие.
- Не реагировать. Это поможет ребенку сохранить спокойствие и измотает обидчиков.
- Показать свои чувства. Рекомендуется прямо спросить у обидчика, почему он это делает, сказать, что эти слова очень неприятны и обидны.
- Отреагировать нестандартно. Конечно, это звучит странно, но такая реакция, как смех, может парализовать забияку, и надолго отбить охоту дразнить одноклассника.
- Отговориться. Этот вариант подходит младшим школьникам. Знаменитая отговорка «кто как обзывается, тот так и называется» частенько срабатывает. Это помогает дать заготовленный ответ робкому, неуверенному в себе ребенку.
- Ответить. В крайнем случае, можно и ответить. Но не следует учить ребенка агрессивному поведению. Папины советы типа: «А ты дай ему в нос!» могут плохо повлиять на дальнейшие отношения. Ведь дети сторонятся и выталкивают из сообщества не только тихонь, но и агрессоров.
Причины детской отчужденности
Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами.
Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником.
Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет.
Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка
Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе.
Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении. У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру
Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний.
Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей.
Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан.
В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.
Про социальный интеллект
При общении с другими детьми развивается социальный интеллект. Это умение правильно распознавать, считывать, расшифровывать слова и действия другого человека, и ребенка, и взрослого. Очень часто агрессия у детей друг к другу появляется тогда, когда один ребенок правильно не считывает действия другого. Например, один малыш подошел к другому и очень сильно обнял его. Он не хотел плохого, надеялся подружиться, но тот неправильно понял, принял за агрессию и оттолкнул.
Умение расшифровывать многофигурные комбинации в общении должно появиться у ребенка к четырем-пяти годам. Почему тебя не взяли в игру? С кем нужно побольше подружиться, чтобы тебя все-таки взяли в эту игру?
Заключение
Дружба важна для детей, и необходимо помочь им научиться заводить друзей и поддерживать с ними отношения. Ребенок должен понимать, что другой человек – это другой мир. Он должен уметь считаться с желаниями и потребностями друзей, но и уметь отстаивать свои интересы.
Если по каким-то причинам ребенок испытывает трудности в общении, начните прежде всего с себя и своих отношений с ним. Возможно, вы его слишком опекаете или он получает недостаточно внимания. Больше бывайте с малышом в тех местах, где играют дети, приглашайте домой маленьких гостей. Пусть ваш малыш чувствует, что он нужен и с ним интересно.