Полезные советы для эффективного занятия с малышом
Заниматься с ребенком можно неограниченное число раз, главное, чтобы у него было желание это делать. Лучше, если время одного занятия не превышает 5-10 минут. Если не получается выделить конкретное время для того, чтобы учить скороговорки, вполне можно делать это и на прогулках, по дороге в детский сад. Со временем дети привыкают к таким регулярным упражнениям и сами будут напоминать о них.
Для того, чтобы подобный процесс доставлял всем удовольствие и одновременно приносил пользу, мамам и папам не следует:
- ждать, что малыш моментально все запомнит и повторит;
- злиться и, тем более, ругать кроху, если результат далек от желаемого;
- принуждать к занятиям.
Перед тем, как приступать к новой скороговорке, необходимо проделать с карапузом логопедическую гимнастику-разминку. Это не только подготовит органы к будущей работе, но и укрепит их.
Чтобы малышу было проще запомнить скороговорку, ее нужно произносить медленно и по слогам (рекомендуем прочитать: как научить ребенка читать предложения по слогам?). Слишком длинные фразы желательно разбить на части
Важно следить, чтобы произношение было четким и правильным, то есть ребенок не должен глотать согласные звуки и проговаривать гласные так, как они написаны, а не как слышатся (рекомендуем прочитать: как научить ребенка грамотно и быстро писать и говорить в 4 классе?). Кроме того необязательно всегда только проговаривать скороговорку – ее можно пропеть, прокричать, произнести шепотом или добавить эмоциональный окрас, например, читать ее с грустью или радостно
Как только ребенок выучит скороговорку, можно переходить к ее более быстрому воспроизведению. Однако, даже не у всех взрослых получается с первого раза быстро выговорить скороговорку без ошибок. Например, отличная идея – превратить занятия в соревнование: кто как можно больше раз правильно повторит скороговорку. На специально подготовленной доске нужно отмечать те разы, когда скороговорка была произнесена без ошибок. Родителям стоит намеренно говорит не правильно, чтобы кроха, заметив ошибку, исправлял взрослого.
Чистоговорки для детей 2 лет
К 2 годам ребенок произносит первые гласные звуки А О Э и первые согласные звуки Б П М.
Чистоговорки на А
- А А А в садик мне идти пора.
- А А А летняя пора.
- А А А вот пришла весна.
Чистоговорки на О
- О О О на полянке хорошо.
- О О О нам под солнышком тепло.
- О О О все дороги замело.
Чистоговорки на Б
- БА БА БА на избе была труба.
- БУ БУ БУ побелили мы трубу.
- БЕ БЕ БЕ я играю на трубе.
- БЫ БЫ БЫ кошка спрыгнула с трубы.
Чистоговорки на П
- ПА ПА ПА на пол сыплется крупа.
- ПУ ПУ ПУ попугай клюёт крупу.
- ПЫ ПЫ ПЫ больше нет у нас крупы.
Чистоговорки на М
- МА МА МА снежная зима.
- МЕ МЕ МЕ скоро быть зиме.
- МУ МУ МУ молочко кому.
- МО МО МО летом тает эскимо.
- МЫ МЫ МЫ книгу прочитали мы.
Детские скороговорки на английском языке с переводом
Такие фразы помогают приобрести навык разговорной речи и расширить словарный запас. После нескольких прочтений можно будет произносить чистоговорку наизусть.
Занимаясь с детьми, оттачивая их произношение, нужно перевести ребенку выбранное задание, чтобы он знал, о чем идет речь. Этот подход поможет малышу нарисовать ситуацию в своем воображении.
Примеры детских английских скороговорок:
Английские детские скороговорки необходимо переводить на русский язык.
Перевод: «Я могу управлять новым каноэ. А вы можете управлять новым каноэ?»
Перевод: «Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик»
Перевод: «Одна муха летала, две мухи летали. Одна девочка плакала, четыре девочки плакали»
Скороговорки для развития дикции
А
А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.
Б
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
В
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Проворонила ворона вороненка.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Г
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Гонец с галер сгорел.
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Д
Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
Скороговорки — упражнения для дикции
Е
Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.
Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.
Ж
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
З
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера — зеркала Из зеленого стекла.
Соня Зине принесла бузину в корзине.
И
Инцидент с интендантом.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
К
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.
Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.
Л
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
М
Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.
Н
Не мы ли на Ниле налима ловили?
Наш Наум себе на уме.
П
Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.
Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.
Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Р
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
С
Сух сук нес барсук.
Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.
Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи
Т
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»
Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.
У
Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»
Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!
Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.
Ф
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.
У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.
Х
Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.
Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.
Ц
В цветнике цветут цветы.
Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.
Ценит цепь косец по косовице.
Ч
Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!
Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.
Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.
Ш
Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.
Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.
Щ
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Щёголь-щегол над чащобой щебечет.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Ю
Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.
Я
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
Чистоговорки для детей 6-7 лет
Чистоговорки для детей 6-7 лет
Чистоговорки для детей 6-7 лет:
- Вчерашний град повредил виноград
- Редиску в окрошку режет Сережка.
- А в подарке у Марины три огромных мандарина
- Тигр и рысь — родня для киски, репа, редька — для редиски
- Артур на портрете в бордовом берете
- У крысы в норке сырные корки
- Тридцать три огромных рака, все в нарядных красных фраках
- Рожь яровая — культура зерновая
- У принцессы у Арины на кровати три перины
- Поздравили мы Иру по радиоэфиру
- Папиросы, сигареты для ребят всех под запретом
- Прорубь в пруду — рыбачить приду
- Борька наш нырнул бобром, а вот Ромка — топором
- Шофер спозаранку крутит «баранку»
- Кудрявый рыжий Юра гордится шевелюрой
- Радиоконструктор придумал репродуктор
- Горячий призыв к народу — берегите родную природу!
- На праздник придем нарядными, опрятными и аккуратными
- Кроссворды и шарады разгадывать мы рады
- Корректировать я рад речевой свой аппарат
- Приобрел Артур в Европу тур
- Прохор и Варвара — прекрасная пара
- Гарантировал повар в трактире макароны на гарнир Ире
- А в руках у детворы разноцветные шары
- Стар ворон репертуар: утром, вечером — все КАРРР!
- В нашем озере Андрей тридцать выловил угрей
- Жарь, копти их и вари — очень вкусные угри
- Чтобы ядро из ореха добыть, нужно его скорлупу раскусить
- Березы бобр грызет зубами, как будто острыми резцами
- Ананасы на сосне Света видела во сне
- Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»
- Гусь искупался, но сух остался
- В саду средь ветвей свистит соловей
- Я старалась, я старалась — за посылку расписалась
-
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Чистоговорки для детей 4 лет
С З Ц
Чистоговорки с буквой С
- СА СА СА прилетела к нам оса.
- СА СА СА вот бежит лиса.
- СА СА СА укусила в нос оса.
- СА СА СА у норы сидит лиса.
- СА СА СА сколько сена и овса.
- СА СА СА на траве лежит роса.
- СА СА СА в лесу бегает лиса.
- СА СА СА косит луг коса.
- СА СА СА под кустом сидит лиса.
- СА СА СА у сосны стоит лиса.
- СА СА СА любит сладости лиса.
- СА СА СА в сказке были чудеса.
- СА СА СА испугалась нас оса.
- СА СА СА у Оксаны есть коса.
Чистоговорки на звук С
- СЕ СЕ СЕ семена сдесь все.
- СЕ СЕ СЕ карасей ловили все.
- СЕ СЕ СЕ киселя дадим осе.
- СЕ СЕ СЕ большая дырка в колесе.
- СЕ СЕ СЕ на скамейку сели все.
- СЕ СЕ СЕ лента красная в косе.
- СЕ СЕ СЕ свистнул селезень лисе.
- СЕ СЕ СЕ еду на гусе.
- СЕ СЕ СЕ прищимили хвост осе.
- СЕ СЕ СЕ знаем сказку о лисе.
- СЕ СЕ СЕ у Сони бантик на косе.
- СЕ СЕ СЕ сойка спряталась в овсе.
- СЁ СЁ СЁ молоко пролили всё.
- СЁ СЁ СЁ вот и лето всё.
- СЁ СЁ СЁ скоро я узнаю всё.
Автоматизация звука С в чистоговорках
- СИ СИ СИ в водоёме караси.
- СИ СИ СИ корм цыплятам отнеси.
- СИ СИ СИ ты сырочек откуси.
- СИ СИ СИ сено ты домой неси.
- СИ СИ СИ едем мимо на такси.
- СИ СИ СИ поскорей всё принеси.
- СИ СИ СИ к нам приехало такси.
- СИ СИ СИ тесто сдобное меси.
- Си-си-си — в речке караси.
Чистоговорки на звук С для дошкольников
- СО СО СО укатилось колесо.
- СО СО СО а у Сони колесо.
- СО СО СО мы сменили колесо.
- СО СО СО спрятались за колесо.
- СО СО СО крутим колесо.
- СУ СУ СУ сыро осенью в лесу.
- СУ СУ СУ на лугу телят пасу.
- СУ СУ СУ маме сумку я несу.
- СУ СУ СУ мы увилели осу.
- СУ СУ СУ было холодно в лесу.
- СУ СУ СУ съел котенок колбасу.
- СУ СУ СУ не боимся мы осу.
- СУ СУ СУ обманули мы осу.
- СУ СУ СУ видел я в лесу лису.
- СЫ СЫ СЫ не боимся мы осы.
- СЫ СЫ СЫ хвост красивый у лисы.
- СЫ СЫ СЫ а у сома есть усы.
- СЫ СЫ СЫ есть лисята у лисы.
- СЫ СЫ СЫ на полу стоят весы.
- СЫ СЫ СЫ прилетели две осы.
- СЫ СЫ СЫ влезли куры на весы.
- СЫ СЫ СЫ на стене висят часы.
- СЫ СЫ СЫ подарили бусы.
- СЭ СЭ СЭ рядом с садом есть шоссе.
- СЭ СЭ СЭ шёл автобус по шоссе.
- СЮ СЮ СЮ в гости мы идем к гусю.
- СЮ СЮ СЮ Соня кашу съела всю.
- СЮ СЮ СЮ не везет же карасю.
- СЮ СЮ СЮ веселимся мы вовсю.
- СЯ СЯ СЯ у бабуси два гуся.
- СЯ СЯ СЯ мы поймали карася.
- СЯ СЯ СЯ Костя ловит карася.
- СЯ СЯ СЯ есть лосята у лося.
Чистоговорки на З
- ЗА ЗА ЗА на лугу стоит коза.
- ЗА ЗА ЗА приближается гроза.
- ЗА ЗА ЗА здесь привязана коза.
- ЗА ЗА ЗА залезает в сад коза.
- ЗА ЗА ЗА забрела в наш лес коза.
- ЗА ЗА ЗА пролетела стрекоза.
- ЗА ЗА ЗА уходи домой коза.
Чистоговорки со звуком З
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ травку дали мы козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ дай воды козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ комары летят к козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ нелегко в лесу козе.
- ЗЕ ЗЕ ЗЕ Зоя едет на козе.
Автоматизация звука З в чистоговорках
- ЗИ ЗИ ЗИ обезьянку привези!
- ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя — не привози!
- ЗИ ЗИ ЗИ арбуз скорей вези.
- ЗИ ЗИ ЗИ раз нельзя, так не вези.
- ЗИ ЗИ ЗИ поросята все в грязи.
- ЗИ ЗИ ЗИ можно ведь застрять в грязи.
- ЗИ ЗИ ЗИ сено с папой отвези.
Чистоговорки на звук З для дошкольников
- ЗО ЗО ЗО идёт урок ИЗО.
- ЗО ЗО ЗО у Кати тройка по ИЗО.
- ЗО ЗО ЗО вот идет бизон.
- ЗО ЗО ЗО нам с тобою повезло.
- ЗО ЗО ЗО у Зои зонт.
Чистоговорки со звуком З для детей
- ЗУ ЗУ ЗУ мы увидели козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ отвязали мы козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ волк увидел ту козу.
- ЗУ ЗУ ЗУ зайку моем мы в тазу.
- ЗУ ЗУ ЗУ паровозик я везу.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ мало травки у козы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугался волк козы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ подарили маме розы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ испугались мы грозы.
- ЗЫ ЗЫ ЗЫ вымыли тазы.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ без козы домой нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ обезьянам здесь нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ по газону ходить нельзя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ поймали мы езя.
- ЗЯ ЗЯ ЗЯ ехать через лес нельзя.
Чистоговорки на звук Ц
- ЦО ЦО ЦО умываю я лицо.
- ЦА ЦА ЦА вижу в поле зайца.
- ЦА ЦА ЦА на лугу стоит овца.
- ЦЫ ЦЫ ЦЫ посолили огурцы.
Чистоговорки на н
Ан-ан-ан — мне купили барабан.
Ан-ан-ан — на стенке таракан.
Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.
Ень-ень-ень — наконец-то тёплый день.
Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
Ин-ин-ин — меня послали в магазин.
На-на-на – видел я во сне слона.
На-на-на — нам звезда видна.
На-на-на – стоит стена.
На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
На-на-на — светит лампа у окна.
Не-не-не — ваза на окне.
Не-не-не – я катался на слоне.
Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.
Ни-ни-ни — далеко горят огни.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
Ни-ни-ни — ой, будильник, не звони!
Но-но-но — мы пойдем в кино.
Но-но-но – сон похож мой на кино.
Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
Ну-ну-ну — вас я припугну.
Ну-ну-ну – уши я чесал слону.
Ну-ну-ну — в гору саночки тяну.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Ню-ню-ню — сена дам коню.
Ня-ня-ня — отыщи меня.
Ня-ня-ня – папа разбудил меня.
Он-он-он — в зоопарке слон.
Он-он-он – возьми бидон.
Он-он-он – жаль, закончился мой сон.
Он-он-он — зазвонил вдруг телефон.
Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын — это старший сын.
Ян-ян-ян — где растет тимьян?
Чистоговорки для детей 3 лет
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
Чистоговорки на И
- И И И санки в горку ты вези.
- И И И прилетели соловьи.
- И И И птиц зимою покорми.
Чистоговорки на Ы
- Ы Ы Ы в поле выросли цветы.
- Ы Ы Ы не хватает нам весны.
- Ы Ы Ы мы отважны и добры.
Чистоговорки на У
- У У У в садик скоро я пойду.
- У У У много травки на лугу.
- У У У не дадимся комару.
Чистоговорки на звук В
- ВА ВА ВА опадает вся листва.
- ВО ВО ВО жук живое сущетсво.
- ВУ ВУ ВУ мы приехали в Москву.
- ВЫ ВЫ ВЫ в джунглях обитают львы.
- ВИ ВИ ВИ мяч скорее ты лови.
Чистоговорки на Н
- НА НА НА длинный хобот у слона.
- НУ НУ НУ санки в горку я тяну.
- НИ НИ НИ сегодня мне ты позвони.
- НЕ НЕ НЕ вижи солнышко в окне.
- АН АН АН стучу я в барабан.
- ИН ИН ИН зашли мы в магазин.
- ОН ОН ОН зазвонил вдруг телефон.
- УН УН УН только в сказках есть колдун.
Чистоговорки на К
- КО КО КО дети любят молоко.
- КА КА КА бежит быстрая река.
- КИ КИ КИ белоснежные носки.
Чистоговорки на Г
- ГА ГА ГА гуси вышли на луга.
- ГУ ГУ ГУ много сена на лугу.
- ГИ ГИ ГИ разукрасили круги.
- ГЕ ГЕ ГЕ есть начинка в пироге.
Чистоговорки на Х
- ХА ХА ХА накормили петуха.
- ХУ ХУ ХУ дружно варим мы уху.
- ХИ ХИ ХИ подарили мне духи.
- ОХ ОХ ОХ мы посеяли горох.
- УХ УХ УХ крыльями хлопал наш петух.
Чистоговорки на Ф
- АФ АФ АФ сложим вещи в шкаф.
- АФ АФ АФ в Африке жираф.
- ИФ ИФ ИФ прилетел к нам гриф.
- ФЭ ФЭ ФЭ мы пойдём в кафэ.
Чистоговорки на звук Т
- ТА ТА ТА в доме чистота.
- ТО ТО ТО поиграли мы в лото.
- ТИ ТИ ТИ книжку умную прочти.
- ТЫ ТЫ ТЫ сметану любят все коты.
- ТЯ ТЯ ТЯ говорите не шутя.
- ТУ ТУ ТУ очень быстро я расту.
Чистоговорки на звук Д
- ДУ ДУ ДУ я гулять сейчас пойду.
- ДА ДА ДА по трубе течет вода.
- ДЫ ДЫ ДЫ все собрали мы плоды.
- ДИ ДИ ДИ в гости к нам ты приходи.
- ДО ДО ДО на дереве гнездо.
Чистоговорки Й
- АЙ АЙ АЙ вижу едет наш трамвай.
- ЕЙ ЕЙ ЕЙ чай ты в кружечку налей.
- ОЙ ОЙ ОЙ приходи скорей домой.
Методы исследования воздействия логоритмики на организм
Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.
Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.
В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.
Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.
В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками
Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову
В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.
В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.
Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.
Чистоговорки со звуком «Р» в обратных слогах
Чистоговорки со слогом «Ар»
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — на базар пошёл Макар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — летит воздушный шар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — из бани валит пар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — мы купили самовар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — к нам летит комар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — там вдали пожар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — улетает синий шар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — повар, сахар, санитар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — пузатый самовар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — в диктанте у Пети кошмар.
- Ар — ар — ар, Ар — ар — ар — аркан, архив, артист, швейцар.
Чистоговорки со слогом «Ер»
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — дядя Федя офицер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — полосатый ящер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — обманул всех шулер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — кот столкнул фужер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот идёт пенсионер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — это мой любимый сквер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — загони собак в вольер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — я купил эклер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — мой папа инженер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — вот мой кавалер.
- Ер — Ер — Ер, Ер — Ер — Ер — номер, катер, сквер, фужер.
Чистоговорки со слогом «Ёр»
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — на стене висит ковёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — дядя Стёпа билетёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вдалеке стоит шатёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вот плывёт бобёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Коля это фантазёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — чинит лифт лифтёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — каскадёр, шахтёр, сапёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — буду я шофёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — потуши костёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — Миша надпись стёр.
- Ёр — ёр — ёр, Ёр — ёр — ёр — вахтёр купил ковёр.
Чистоговорки со слогом «Ир»
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — Ира пьёт кефир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — весь народ за мир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — пассажир купил зефир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — укусил меня вампир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — всех зовут на пир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — я надел мундир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — мне купили сувенир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — вот висит инжир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — кушаю пломбир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — дядя Саша командир.
- Ир — ир — ир, Ир — ир — ир — это мой кумир.
Чистоговорки со слогом «Ор»
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — выступает хор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — совы сели на забор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — купили новенький топор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — ядовитый мухомор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — у машины есть мотор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — зелёный помидор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — я пошёл во двор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — сломался светофор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — его зовут Егор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — мы идём в дозор.
- Ор — ор — ор, Ор — ор — ор — экватор, взор, повтор.
Чистоговорки со слогом «Ур»
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — щенок гоняет кур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты наступил на шнур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — он уехал в тур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — мой папа штукатур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — его зовут Тимур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — затупился бур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — шнур, контур, абажур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — есть в вагоне тамбур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — вот сидит лемур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — ты сказала каламбур.
- Ур — ур — ур, Ур — ур — ур — урна, ураган, урок, сумбур.
Чистоговорки со слогом «Яр»
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — вот отличный экземпляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — мой отец столяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — я купил футляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — дядя Петя юбиляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярус, яркий, яр, школяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у нас последний экземпляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — стану я маляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — от очков футляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — сделал стол столяр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — ярость, ярче, юбиляр.
- Яр — яр — яр, Яр — яр — яр — у стены стоит маляр.
Чистоговорки на т
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
Ат-ат-ат – бесподобный аромат!
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
От-от-от — испугался серый кот.
От-от-от — летит в небе самолет.
От-от-от – пусть поест бездомный кот.
От-от-от – спит в пальто бездомный кот.
Та-та-та – будет в доме красота.
Та-та-та – вижу под мостом кота.
Та-та-та – поймай кота.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Та-та-та – я везу кота.
Та-та-та, открывайте ворота.
Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
Те-те-те – страшно мне на высоте.
Те-те-те – чайник на плите.
Ти-ти-ти – как приятно их нести.
Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
То-то-то — мне не холодно в пальто.
То-то-то – под котом лежит пальто.
То-то-то – поем батон.
То-то-то – стали мы играть в лото.
То-то-то – я иду в пальто.
То-то-то — я люблю играть в лото.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ту-ту-ту — мышка нравится коту.
Ту-ту-ту – поет петух.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.
Ты-ты-ты — на лугу растут цветы.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты — у куклы белые банты.
Ты-ты-ты — я люблю цветы.
Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ят-ят-ят – птички летят.
Фольклор для речи
Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл
Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет
Иногда 3-4-летние дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя.
Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.
Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков (гласных и согласных), родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры для дошкольников рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.
Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т.
д. Чистоговорки в картинках и скороговорки в стихах тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.
С какого возраста можно заниматься логоритмикой?
Если дошкольник в возрасте двух лет до сих пор не начал говорить, нужно организовать занятия по логоритмике. Этот возраст характерен тем, что очень сложно организовать правильное логопедическое воздействие на малыша. Ведь дети быстро утомляются и не способны выполнять многие артикуляционные упражнения.
Дошкольникам постарше, которые уже находятся под наблюдением у логопеда, логоритмика для детей помогает закреплять произношение сложных звуков, отрабатывать навыки плавной речи, совершенствовать координацию движения, обучать детей навыкам коммуникации.
Главная задача логоритмики – это преодоление нарушений речи с помощью формирования двигательной сферы. Согласно этой цели подбираются и задачи логоритмических занятий: корректировать речь детей, воспитывать их и предоставлять им образование.
Коррекционные задания: устранение главного речевого нарушения, формирование дыхания, развитие голоса, работа с артикуляцией, совершенствования качеств психомоторики во всех типах моторики.
Что собой представляют чистоговорки?
С точки зрения взрослых чистоговорки не что иное, как упражнения в стихотворной форме. Для того чтобы они превратились в эффективный инструмент, способствующий развитию речевых навыков, тренирующий произношение звуков и корректирующий изъяны речи, занятия необходимо повторять регулярно. С точки зрения деток скороговорки – это забавные стишки, в которых порой они не находят особого смысла.
В действительности чистоговорки для развития речи и совершенствования дикции можно разделить на 2 группы:
- Стихи с повторением определенного звука, требующего отработки.
- Стихотворения, в первых строках которых с помощью повторяющихся слогов отрабатывается нужный звук. Окончание стиха представляет собой просто фразу в рифму, чаще без соблюдения смысла.
Однообразные занятия могут быстро наскучить. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Ниже расписан вариант того, как сделать монотонную работу занимательней и веселей:
- Допустим у ребенка трудности с произношением звука ‘Л’. Следовательно, выбирать необходимо чистоговорку с конкретным звуком, например: “Ла-ла-ла – кукла весело жила”.
- Начать можно с того, что произносить фразу с разной интонацией: вопросительной, восклицательной и утвердительной.
- Неплохо будет повторить чистоговорку несколько раз медленно и быстро.
- Потом стоит выбрать еще один стишок для тренировки произношения того же звука, и попросить кроху окончить фразу необходимым слогом к примеру: “Ла-ла-ла – мы собрались у стоЛА”.
- Напоследок можно предложить ребенку представить себя собакой, коровой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Не лишним будет показать, как это делать, на собственном примере.
Чистоговорки для дошкольников
Чистоговорки помогут дошкольнику развить слуховое внимание и дикцию, автоматизировать все звуки, которые вызывают затруднение в произношении к 1 классу. Цель чистоговорок — это выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развитие речи дошкольника и дифференциация всех звуков
На сайте mama7ya представлены интересные и разнообразные скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков, которые активно помогут развить речь ребенка в игровой форме
Цель чистоговорок — это выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развитие речи дошкольника и дифференциация всех звуков. На сайте mama7ya представлены интересные и разнообразные скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков, которые активно помогут развить речь ребенка в игровой форме.
Новые чистоговорки.
Чистоговорки на букву “А”.
Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду,
Алыми стали кувшинки в пруду,
Алые утки по пруду скользят…
Жаль, что уже догорает закат!
Аллигатор азбуку получил.
Аллигатор азбуку изучил,
Аллигатор знания поглотил,
А потом и азбуку проглотил.
Араб Абу сказал рабу:
– Али, в Рабат гони арбу, –
Но раб Али был глуховат,
Арбу пригнал он на Арбат.
А у нас – ананас,
А у нас – арбуз как раз,
А у нас – в горах Алтая –
Алыча как на заказ…
А у нас в Аравии,
Что ни час, аварии:
То верблюд толкнёт барана,
То баран собьёт варана…
Дом побежал,
Все сказали: – Автобус!
Дом полетел.
Все кричат: – Аэробус!
Аты-баты, акробаты
Выбегали из ворот –
Аты-баты, бородаты,
Аты-баты, без бород.
Аты-баты, в полминуты
Забирались на батуты.
Акробату акробат
Придвигал покатый мат.
На батутах, аты-баты,
Кувыркались акробыты.
Дружно прыгали на маты
И садились на шпагат!
Чистоговорки на букву “Б”.
Т. Белозёров.
Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
У нас в реке живут бобры.
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры – плотин строители –
Бобры – речные жители.
Братцы-бобры, будьте добры
Вырубить да выдолбить
Из дуба – будку, из бука – дудку!
Бредёт бобёр
С бревном услало –
Бревно бобру бока намяло…
Шёл по улице бычок.
Смотрит: мусорный бачок!
Куда бычку податься?
Перевернул бычок бачок:
Потом улёгся на бочок:
Лежит бычок на бочке –
Лежит бачок на бычке.
– Вот бутон. А вот бидон.
Вот бидон. А вот питон.
В печке выпечен батон.
А в петлицу вдет бутон.
По траве ползёт питон,
А на стройке есть бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну а где, бетон.
– Раз-два-три-четыре-пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползёт бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
– Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну, а где бетон.
Заключение
Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей, которые ходят в среднюю или подготовительную группу, правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу не в 6 лет, а на год позже.
Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. При садиках есть специальные логопедические группы. У специалистов обычно имеются картотеки игр, которые способствуют развитию речи. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими. В похвале нуждается каждый ребёнок, и в годик, и в 6 лет, и в более старшем возрасте.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .